Экзотика Железного занавеса: как зарабатывать на разнице ассортимента в магазинах

Сейчас в это трудно поверить, но было время, когда все пиратские компакт-диски, выпущенные в России, ценились на eBay выше западных оригиналов. Главное, чтобы сам исполнитель был популярным. Срабатывал фактор экзотики. Среди фанатов Backstreet Boys или N 'Sync считалось крутым иметь дома дико раскрашенную печатку с плохим звуком. Качество диска не играло при этом роли, главное - что он был выкован за четыре моря, и отличался от официальных релизов тех же Universal или Sony Music.

Этот курьёз международных отношений я старался использовать по полной. На выходных делал круг почёта по музыкальным магазинам, набирал с десяток дисков чего покруче, выставлял на аукцион, откидывался в кресле, и смотрел, как фанаты групп сражаются за какой-нибудь пиратский русский сборник Green Day - Golden Greatest 2000 Ballads Of The Best. Потом получал деньги, рассылал диски по миру, и выставлял новую партию. Экономика по ценам тех лет (начало 2000х) была такой - 70 рублей компакт-диск, 70 на доставку по тарифам международной авиапочты, итого 140 рублей затрат. В среднем пластинки в ту золотую эпоху уходили по 35 долларов за каждую, то есть прибыль с одной пиратки составляла около 1000 рублями по тогдашнему курсу доллара.

Но скоро я узнал, что в России есть и другие умники типа меня. Один из первых отзывов на eBay я получил от соотечественника, и он был отрицательным. Продавец из Питера, купив для проформы какую-то мелочь, взволнованно написал, каким ужасом с точки зрения международного авторского права я занимаюсь. Я оставил ему ответ на негативный отзыв (в то время ещё можно было делать реплаи, сейчас такой функции нет), затем написал апелляцию на аукцион, и человека засуспендили. Война закончилась, не успев начаться.

Но торговать пиратками было как-то тупо, да и конъюктура менялась стремительно. Через некоторое время всех подряд артистов покупать перестали, а цены на такие диски ожидаемо обрушились – с ростом числа продавцов из России предложение резко превысило спрос. Грустно поторговав пару месяцев группой «ТАТУ» - они тогда только начинали, в России они были ещё не так популярны, но ТАМ ажитация в гей-коммьюнити была нешуточной - я стал анализировать рынок по-настоящему.

На пути глубокого погружения в проблематику меня ждало множество сюрпризов. Оказалось, что в то время в США и Европе ещё не выходили в формате цифровых CD многие знаменитые пластинки виниловой эпохи. Что немецкий прогрессив-рок не переиздавался там вообще, но зато у нас в России его уже выпускают пираты. Что на цифре не выходили многие сольные альбомы Джорджа Харрисона из The Beatles (да! Так было!). Что супергруппу Travelling Wilburys (состав: Боб Дилан, Том Петти, Джордж Харрисон, Рой Орбисон, Джефф Линн) ищут там днём с огнём – ну просто нет дисков в магазинах - а у нас её завались.

Коллекционеры на Западе ждали замену своим потёртым виниловым блинам в ситуации, когда массово издавать музыку 70-х на компактах для западных фирм грамзаписи было ещё не выгодно.

Помощь пришла, откуда не ждали.