Как сделать дизайн полезный для пользователя

Дизайнер, который отвечает за продукт начинает свою работу с формулирования пользы. Польза — это основная причина почему продуктом будут пользоваться, и ограничение, которым мы будем пользоваться при создании дизайна.

Прежде чем начать работу над проектом, задайте вопрос: почему пользователь выбирает именно наш продукт? Ответ на этот вопрос мы назовем полезным действием. Полезное действие находится в мире пользователя.

У каждого продукта, услуги или предмета, есть полезное действие. У двух с виду одинаковых продуктов могут быть разные полезные действия, и этим они отличаются.

Фишка в том, что полезное действие может быть каким угодно, это личный вопрос создателя продукта. Вам может казаться глупым, что он ставит оригинальность превыше всего, но он ценит именно это в жизни, и клиенты за это ему платят.

Зачем дизайнеру полезное действие?

Полезное действие поможет составить план действий и прототип продукта. Когда мы видим зачем создаем продукт, мы видим что нужно предпринять, чтобы продукт давал пользу. Каким функционалом должен обладать обязательно, а каким можно пожертвовать.

Что нам нужно, чтобы приносить пользу пользователям? Как мы этого достигнем?

Когда я придумал рассылку про дизайн, я готов был писать обо всем, что знаю. Но потом я написал полезное действие: помогаю дизайнерам создавать продукты. Статьи, не имеющие отношения к дизайну продуктов, отвалились.

Полезное действие поможет запустить продукт без лишних затрат. Чем сильнее погружаешься в создание проекта, тем сложнее видеть что важно, а что нет. Тратишь ресурсы на то, чтобы что-то стало идеальным, но потом оказывается, что это не нужно.

Полезное действие определяет минимально необходимый масштаб для запуска

Перфекционизм полезен там, где мы работаем над действительно важной частью продукта. В остальных случаях он губителен.

Стив Джобс мог позволить тратить деньги компании на то, чтобы микросхемы в компьютере выглядели красиво. Но если у вас нет лишних средств, лучше бы тратить их на то, что действительно важно. Кстати, в полезное действие Эппл вполне могло входить «формировать вкус у пользователей» или что-то подобное – тогда красивые микросхемы являются важным.

Полезное действие поможет презентовать дизайн клиенту. Объяснить почему приняты те или иные дизайн-решения проще, когда вся команда сверяется с полезным действием. Клиент тоже часть команды.

Обычно так
Дизайнер: Регистрацию тут делать не надо.
Клиент: Как не надо? У всех же есть!
Дизайнер: Регистрация — это плохо.
А могло быть так
Дизайнер: Мы помогаем пользователям удобно читать книги. Я подумал, что регистрация только усложняет жизнь читателям, а мы вроде как этого не хотим. Если есть возможность от нее избавиться, то почему бы и нет.
Клиент: А как мы будет собирать контакты?
Это уже более похоже на правду. Дизайнер защищает свое решение, клиент не воюет с ветряными мельницами. Все думают о пользе продукта.

Читерство: чтобы описать пользу было проще, начните предложение со слов «помогаем людям ...»

А если не формулировать полезное действие?

Я не думаю, что каждый создатель успешного продукта формулирует полезное действие. Возможно, он интуитивно понимает пользу. И это отлично. Но это, скорее, исключение из правила.

Чаще встречаются продукты, создатели которых не понимают в чем польза. Ребята продают, потому что надо продавать. Открывают кофейни, потому что есть все для того, чтобы быть кофейней: помещение, кофе-машина и хороший интерьер. Но гости почему-то не ломятся. Гости не понимают зачем идти именно в эту кофейню, а не в другую. Возможно, создатель тоже не понимает.

Я видел бизнесменов, которые перебирают бизнесы до тех пор, пока не попадут в цель. Открыл кофейню — не пошел народ. Открыл чайную — тоже нет. Открыл кальянную и народ повалил. Люди увидели пользу. Так тоже можно.


______________________________________

Не относитесь к полезному действию как к золотому правилу. Мол, если не сформулировали полезное действие, то все пропало. Нет. Я, например, просто понимаю, что у всего есть польза, нахожу её и работаю опираясь на неё. Уже не важно в проекте клиента или в личной жизни. Это просто настроенное мышление. Когда я пишу статью, я обязательно думаю и о том, какова моя цель, и о пользе противоположной стороне.

Но если вы работаете над проектом клиента, лучше зафиксировать полезное действие в документе. Увидите, от этого будут только плюсы.

Лёша Рева, leandesign.pro
reva@mysmaxom.com