«Если стартапы хотят работать с банками, то им придется затянуть пояса». Борис Фадичев, CEO Relation Rate

23.01.2018

Екатеринбургский стартап Relation Rate был участником первого межбанковского акселератора Fintech Lab. В ходе программы он реализовывал решения в области банковского скоринга и анализа данных социальных сетей. Пилотные проекты были проведены с несколькими крупными банками. Мы попросили рассказать о работе компании ее CEO Бориса Фадичева, и неожиданно выяснилось, что банки у стартапа теперь не в приоритете.

Чем сейчас занимается Relation Rate? Начинали вы со скоринга по социальным сетям, потом добавлялись дополнительные услуги: проверка совместимости пар, определение психотипа, биометрическая идентификация. На чем сейчас фокусируется ваша деятельность?

Сейчас мы ориентируемся на биометрическую идентификацию по видео-контенту. На прошлой неделе мы получили патент, подтверждающий права на нашу технологию в Российской Федерации. Ждали этого полтора года. В апреле получаем патент по Евразии и к концу года – международный патент.

Борис Фадичев, CEO Relation Rate
Борис Фадичев, CEO Relation Rate

Эта технология будет применяться в банках?

Она может применяться везде: в банках, в оперативно-розыскной деятельности, для обеспечения безопасности каких-то объектов. Но мы хотим начать использовать ее в ритейле. Один из наших инвесторов дает нам возможность работать в нескольких тысячах магазинах по России и СНГ. Я не могу раскрывать его имя, но его основной бизнес – это табак и продукты.

Можете привести пример, как это будет работать?

Покупатель приходит в магазин, мы его распознаем по видео, ищем о нем информацию в открытых источниках, в том числе в социальных сетях, или внутренних базах данных. Продавцы видят историю его покупок и могут предложить ему что-то индивидуальное.

Вы хотели сделать что-то похожее с Tele2. Как продвигается пилот?

Пилот еще не начался. Мы ведем переговоры не только с Tele2, но и с Cofix, сетью кофеен, которая размещается у них в точках продаж. Задержки возникли из-за того, что у нас были проблемы с инвестициями для обеспечения инфраструктуры. Думаю, что мы начнем совместную работу весной этого года. Пилот будет идти параллельно с запуском в розничных магазинах.

Камеры для распознавания вы устанавливаете свои или используете существующую инфраструктуру?

Если говорить про техническое обеспечение, мы еще прорабатываем различные варианты. Оборудование (камеры и блок обработки данных – по сути камера и системный блок, устанавливаемый в точке продаж) у нас не свое, но мы думаем сделать некий blackbox, который будет обрабатывать и пересылать информацию на централизованный сервер.

Какой объем инвестиций вам необходим?

На данный момент мы рассматриваем несколько предложений от фондов и бизнес-ангелов, но конкретную сумму назвать не могу.

А банковским скорингом вы больше не будете заниматься?

Несколько направлений, которыми мы раньше занимались, сейчас находятся в заморозке, потому что интерес нашего основного инвестора – это разработка тех продуктов, с которыми связан наш патент. По поводу банковского скоринга мы еще не приняли решение, развивать ли это направление самим – а для этого нужны серьезные инвестиции – или продать. Сейчас у нас есть хорошее предложение о покупке этой технологии вместе с командой, которая ее развивает, от одного крупного международного консалтингового агентства.

Можете пояснить, чем ваша скоринговая система отличается от существующих на рынке?

Она дает очень хороший результат на основе анализа данных социальных сетей, сопоставимый по точности с некоторыми БКИ. Мы были пионерами в этой области. Два года назад у нас уже были первые итоги, а хайп поднялся только год назад. Сбербанк не просто так собирается вводить анализ данных социальных сетей в свою скоринговую модель.

Вы провели несколько пилотов с банками. Почему они не проявили интерес к этой технологии?

У нас не было денег на ее продвижение, и мы принципиально решили не проводить бесплатные пилоты. Фидбэк от банка ждать очень долго, внедрение также очень долгий процесс. С нашим уровнем инвестиций, мы не можем себе это позволить.

Нет ли у вас разочарованности в банках?

Это не столько разочарованность. Где-то я свои силы не рассчитал. Если бы на начальном этапе мы привлекли нормальное количество инвестиций в изначально просчитанном объеме, то все могло бы быть по-другому. Банки – это большая бюрократическая машина. Для того, чтобы нормально работать с банками и получать от этого прибыль, нужно готовиться к очень долгому периоду (месяцы, если не годы) плотной работы, которая связана с внедрением, тестированием и т.д. Мы поняли, что к этому не готовы.

Можете оценить, насколько для вас было полезно участие в акселераторе Fintech Lab?

Нам это дало очень много. Первое – это экспансия в Москву. Мы познакомились с разными людьми и компаниями, эти знакомства дали большой толчок к дальнейшему развитию. Неважно, что мы сбавили обороты. Когда мы приходили, основной наш продукт был скоринг. Но акселерация дала нам понять, что на какое-то время нам нужно сменить вектор. Акселерация в «Финтех Лабе» привела к тому, что мы нашли хороших инвесторов. Без акселерации мы не поменяли бы политику ведения бизнеса. Ну и плюсом мы получили много знакомств с банками, которые нам и сейчас очень сильно помогают.

Ольга Маркова

Подписывайтесь на канал Sandbox в Telegram!

Если вы делаете финтех-стартап и хотите, чтобы мы о нем рассказали, напишите на pr@fintech-lab.ru