Ля Грав: горы, не знающие ратрака

3 December 2017

Уже совсем рядом очередной горнолыжный сезон, и самое время покупать билеты, бронировать жилье, трансфер и заниматься прочими приятными мероприятиями по подготовке очередной поездки в горы. И перед новой поездкой хочется немного освежить в памяти уже совершенные.

Текст ниже по сути представляет собой миниотчет о поездке в феврале-марте 2017, размещенный в предвкушении новой поездки :)

В третий уже раз мы поехали в зимний горнолыжный отпуск во французский Ля Грав — замечательный маленький городок в Альпах. В горнолыжном плане он совершенно не похож на современные курорты: количество подготовленных трасс — одна, на самом верху на леднике, и короткая. Хотя если подняться на самый вверх, и если погода позволяет, можно свалиться в зону катания «цивильного» соседнего Les Deux Alpes. Но те, кто приезжают в Ла Грав кататься, обычно приезжают туда все же не за этим.

Карта окрестных гор и значимых географических объектов. Вот Гренобль, например, слева обозначен. Виден, хоть и не очень хорошо Монблан.
Карта окрестных гор и значимых географических объектов. Вот Гренобль, например, слева обозначен. Виден, хоть и не очень хорошо Монблан.
Карта окрестных гор и значимых географических объектов. Вот Гренобль, например, слева обозначен. Виден, хоть и не очень хорошо Монблан.

Народ, который катается здесь, предпочитает длинные и широкие лыжи или доски (частенько с ласточкиным хвостом). У канатки и у кафе наверху (да и кое-где по городу) висят девайсы для проверки работоспособности биперов, а немаленький процент людей катается в альпинистской обвязке. Кататься по одному, особенно уж совсем вне более-менее стандартных направлений и в условиях повышенной лавинной опасности не стоит.

Вид на вершину La Meije с веранды нашего домика
Вид на вершину La Meije с веранды нашего домика
Вид на вершину La Meije с веранды нашего домика
La Meije и разноцветные вагончики.
La Meije и разноцветные вагончики.
La Meije и разноцветные вагончики.

Основных «ближайших» направления два — в обход хребта слева и справа от канатки. Ну а дальше начинаются варианты: можно пройти по одной из "трасс" — ну то есть по одной из долин, можно вырезаться траверсом до второй станции канатки; можно уйти в озерные кулуары — La Banana, La Patou или Col de Lac, если знаешь дорогу; можно спуститься до самого низа (и обрести незабываемый подъем по лесенке с лыжами к канатке и городу), а можно свернуть в лес и доехать до подсадки, чтобы снова подняться вверх. А уж если хорошо знаешь местность и маршруты, то можно и уехать подальше — например, спуститься до соседней деревни Le Freaux, пройдя длиннююууущий кулуар (за созвучное название деревни и общую степень укатанности после кулуара и леса после него этот маршрут у нас несколько лет назад получил название "Хрю-хрю" :))

Оба предыдущих раза, когда мы туда приезжали, снега хватало — да, на самой горе он не всегда был свежевыпавший, не всегда его было много, но по крайней мере мы приезжали в зиму. А здесь, когда мы приехали в конце февраля, в городе была устойчивая такая, хорошая, тёплая, приятная, уже почти бесснежная весна.

Вид с плотины рядом с Mont De Lans на озеро. Снега внизу почти нет, совсем весна :)
Вид с плотины рядом с Mont De Lans на озеро. Снега внизу почти нет, совсем весна :)
Вид с плотины рядом с Mont De Lans на озеро. Снега внизу почти нет, совсем весна :)

И пару дней мы покатались по старому снегу наверху и содранным до земли, корней и камней остаткам мокрого снега в районе подсадки :) А потом кто-то там наверху все же вывернул правильный снежный кран!

Периодически на нас находило облако, за ночь, бывало, насыпало более, чем 40 см снега. И канатка из-за снега, видимости и ветра работала не всегда. Это, конечно, обидно и досадно, поскольку скипассы мы купили на все время пребывания, но такой риск есть всегда. Да и закрывают здесь канатку, когда действительно опасно; прямо-таки перестраховываться, учитывая контингент катающихся и то, за чем они именно сюда приезжают, тут не особо любят. Но, разумеется, осторожность, осторожность и еще раз осторожность: об актуальной погоде и состоянии склонов написано внизу у канатки, результаты утренней проверки публикуются на сайте, да и можно пойти пообщаться со спасателями или с гидами.

Снегом, конечно, завалило, но и без солнца не обходилось.
Снегом, конечно, завалило, но и без солнца не обходилось.
Снегом, конечно, завалило, но и без солнца не обходилось.

Канатка там одна (две очереди) и не совсем новая, прямо скажем. Зато разноцветные вагоны уже давно стали визитной карточкой этого места :)
Плюс есть бугель наверху на леднике. Но давно я туда не поднимался, ограничивался подъемом на 3200.

Разноцветные вагоны на конечной станции канатной дороги, 3200 м.
Разноцветные вагоны на конечной станции канатной дороги, 3200 м.
Разноцветные вагоны на конечной станции канатной дороги, 3200 м.

Для того, чтобы добраться до Ла Грава, нужно прилететь во Францию или соседнюю Италию, и дальше либо ехать на автобусе, либо брать машину. В разные годы мы летели до Женевы, Лиона или Турина. Ближайший аэропорт, если мне память не изменяет, находится в Гренобле, но из России туда вроде бы мало кто летает. Еще можно лететь, например, до Милана или Шамбери.


Но нужно учитывать, что горная дорога — штука иногда труднопредсказуемая, и если, например, закрыт по погодным условиях перевал Col de Lautaret, то из Италии (и соседней большой "катательной" долины Serre Chevalier) добраться напрямую не получится, только если сделать большой крюк. Аналогичная история может получиться и если ехать со стороны Гренобля (из Лиона, Шамбери или Женевы) — к тому же сейчас один из тоннелей неподалеку от Ла Грава закрыли на ремонт, для объезда сделана неширокая дорожка по другому берегу озера, которая путь делает немного длиннее.

Вообще сама гора сильно напоминает наш Чегет — длиннее только намного. Но очень похоже. Так что любителям Чегета понравится (и бугры там, во Франции, тоже есть, куда ж без бугров!), а остальным — ну, мне кажется, все равно стоит, как минимум, разок съездить, посмотреть, какие могут быть горы, по которым можно кататься на лыжах и досках, но которые при всем этом не знают слова «трасса» и «ратрак». Ну а там уж может и понравится :)

В будущем году я снова туда поеду - билеты на самолет куплены, жилье и машина оплачены, так что еще две недели в это душевном месте обеспечены :)

Один из озёрных кулуаров — Банана. Сейчас, на фото — жёсткий и раскатанный в бугры :)
Один из озёрных кулуаров — Банана. Сейчас, на фото — жёсткий и раскатанный в бугры :)
Один из озёрных кулуаров — Банана. Сейчас, на фото — жёсткий и раскатанный в бугры :)

P.S. — а, да, совсем забыл! Genepi на 3200 м пьется отлично :)