Королевство кривых зеркал: как нам объясняют то, чего не существует

В своем последнем интервью заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов так объяснил продолжающееся повышение цен на топливо в Беларуси:

«В третьем квартале 2018 года результаты финансово-хозяйственной деятельности НПЗ улучшились. Однако стоимость нефти в текущем году росла значительно больше, чем стоимость автомобильного топлива в Беларуси. Совокупность роста цен на сырье на мировых рынках и изменение курса национальной валюты привели к росту финансовой нагрузки на нефтепереработку. Понимая, что моторное топливо - продукт, который несет и социальную составляющую, мы не можем действовать так же резко, как изменяется рынок, стараемся демпфировать эти процессы и эволюционно, постепенно, проводим повышение. Вы видите стратегию - плавное повышение на 1 копейку. Некоторые критикуют концерн "Белнефтехим" за рост цен на АЗС. Хочу обратить внимание, что в данном случае концерн действует на стороне потребителя, ограничивая рост цен значительно более низким уровнем, чем это необходимо НПЗ для ведения рентабельной производственной деятельности и модернизации» - (цитата по БелТА).

А теперь давайте немного посчитаем.

КАК РОСЛА НЕФТЬ В 2018 ГОДУ

Цена одного барреля нефти марки Brent на 01.01.2018 года составляла 66,27 доллара США. Средневзвешенная цена нефти марки Brent в январе – октябре 2018 года составила 72,24 доллара США за баррель. Путем несложных подсчетов видно, что рост стоимости сырья составил 9 процентов.

ВЛИЯНИЕ ДИНАМИКИ СТОИМОСТИ НЕФТИ НА СТОИМОСТЬ ТОПЛИВА В БЕЛАРУСИ

Но нефть не является единственной составляющей в структуре ценообразования на белорусское топливо. Кроме сырья в его стоимости присутствуют затраты на переработку, налоги и торговые надбавки в оптовом и розничном сегментах.

В нашем отдельном материале (см. здесь) мы уже разбирали эти составляющие и пришли к пониманию, что в структуре белорусского топлива само сырье (за вычетом расходов на переработку) оставляет примерно 40 процентов.

Таким образом, при увеличении стоимости сырья на 9 процентов себестоимость его производства увеличивается только на 4,32 процента (рост стоимости нефти (9%) умножить на долю нефти в структуре ценообразования на топливо (0,4) и добавить НДС в размере 20%).

Необходимо отметить, что при росте цены нефти из всех составляющих в структуре стоимости белорусского топлива автоматически должен вырасти только НДС, так как он есть относительная величина. Акцизы в 2018 году не менялись. А торговые надбавки устанавливает сам регулятор рынка, в нашем случае – концерн «Белнефтехим».

КАК РОСЛО ТОПЛИВО В БЕЛАРУСИ

Это мы уже посчитали в предыдущей статье – см. здесь.

Таблица. Рост цены топлива в Беларуси в январе - октябре 2018 года.

СРАВНИВАЕМ

Итак, неужели 4,32 процента больше, чем 5,25, 6,14 и 6,71 процентов?!.

А это значит, что «втихаря» были повышены торговые надбавки на бензин и дизель. И получается, что мы платим сейчас за топливо больше, нежели в начале года. И прибыльность от продаж на внутреннем рынке стала также больше. Но нам продолжают внушать обратное.

И ЕЩЕ. НЕФТЯНЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ

Нам почему-то всегда в качестве обоснования роста стоимости нефти приводят котировки норвежской марки Brent, которую Беларусь не покупает. Но… Кроме всего прочего, это фьючерсные котировки, то есть стоимость нефти в будущих поставках.

Ну а белорусские НПЗ работают на российской нефти марки Urals. А ее средневзвешенная стоимость для Беларуси за 8 месяцев 2018 года составила 378,5 долларов США за тонну, что примерно равняется 52,57 долларов США за баррель.

Разницу чувствуете в цене от уровня мировых? И как изменялась цена нефти для Беларуси: росла или падала, – можно узнать только из контрактов белорусских НПЗ с российскими поставщиками сырья, а эти данные открыто не публикуются.