Информацию об алкоголе хотят засекретить?

Приветствую, читатель!

Под конец года наша Государственная Дума решила окончательно заморочиться с нововведениями по акцизкам. Говорят, что в самом скором времени, если уже не сегодня, Госдума может принять в окончательном чтении поправки закон о регулировании алкогольной продукции.

Одна из поправок устанавливает, что с 1 июля 2018 года федеральная специальная марка и акцизная марка на алкогольной продукции должны содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный организацией – изготовителем данных марок и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

При этом программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства алкогольной продукции, маркируемой федеральными специальными марками, должно обеспечивать считывание такого кода. Оборот алкогольной продукции, маркированной действующими федеральными специальными марками и акцизными марками до вступления законопроекта в силу, допускается до окончания срока годности такой продукции.

Дорогие читатели, эта хитрая формулировка относится к тому, ЧТО будет содержать в себе марка, какой объем информации и какой информации.

«Эта поправка выхолащивает идею, из информационной системы хотят убрать информацию, – сказал «Независимой газете» председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. – Сегодня любой гражданин может поднести к штрихкоду смартфон с установленным приложением, которое расскажет ему в мельчайших подробностях, что за продукцию он купил: название продукта, торговая марка, крепость, данные производителя. Если закон примут, то в следующем году, купив, например, виски, единственное, что можно будет узнать, – это то, что вы приобрели «алкогольную продукцию крепостью свыше 25%». То же самое увидят все участники системы и сотрудники надзорных органов».

Законопроект отменяет положение о том, что федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать наименование алкогольной продукции, ее вид, содержание этилового спирта, объем в таре, наименование и местонахождение производителя, страну происхождения и даже подтверждение соответствия установленным требованиям качества, безопасности и правомерности использования товарного знака.

По мнению Шапкина, этот шаг вернет алкогольный рынок в 1997 год, когда регионы только начинали экспериментировать с марками. «Мы получим масштабный возврат подпольного производства, спирт пойдет мимо учета, а налоги – мимо бюджетов, – говорит он. – Система ЕГАИС утрачивает свою основную – информационную – функцию, несмотря на то что всеми признана ее эффективность», – говорит Шапкин.

Во вторник вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий в правительстве алкогольный рынок, рассказывал, что с 2015 года закрыто около 300 незаконных производств и складов алкоголя, из незаконного оборота изъято почти 70 млн л этилового спирта. ЕГАИС стала важнейшим фактором обеления рынка алкоголя, легальная продукция стала вытеснять контрафакт и нелегальный оборот.

По оценкам Минздрава РФ, однако, доля контрафактного алкоголя на российском рынке может составлять в настоящее время около 30% – об этом заявил в четверг директор департамента общественного здоровья и коммуникаций Министерства здравоохранения РФ Олег Салагай. А руководитель проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает, что объем нелегальной алкогольной продукции на российском рынке может составлять и 70%.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз полагает, что тревоги по поводу новых марок напрасны. «Подделки уже не вернутся в розницу, так как именно марки сами по себе являются залогом легальности продукции в независимости от того, какая информация в них зашита. Розница легализовалась на 100%, и возврата не будет», – сказал «НГ» Дробиз.

В пресс-службе Росалкогольрегулирования считают, что законопроект ситуацию с марками не меняет. «Штриховой код, нанесенный на федеральную специальную либо акцизную марку, будет по-прежнему отсылать пользователя к тем данным, которые содержатся в системе ЕГАИС. Обычный потребитель по-прежнему сможет получать информацию при сканировании марки при помощи мобильного приложения «АнтиКонтрафакт Алко». Сам штриховой код будет наноситься на предприятии – изготовителе марок, и это единственное отличие», – сообщили «НГ» в ведомстве.

Источник: http://www.ng.ru/economics/2017-12-22/1_7142_egais.html