Можно ли ставить шлагбаум во дворе со сквозным проездом? Часть 1

05.01.2018

Объезд пробок по дворам - или по-другому "сквозной" проезд, а также парковка машин во дворах в центре Москвы после введения платных парковочных мест заставила многих москвичей договориться с соседями и скинуться на установку шлагбаума. Как сделать это законно? Сколько будет стоить? Разбираемся на конкретных примерах.

Озеров Евгений, ведущий инженер в компании Болид, проектировщик, отраслевой эксперт, блогер (Low-voltage Blog), автор Telegram каналов Безопасность (блог Озерова), Проектирование видеонаблюдения,Видеонаблюдение, VideoCAD, автор отраслевых изданий Алгоритм Безопасности, Директор по безопасности, ТЗ, Системы безопасности

Действуем по закону

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, п. 1 ст. 247 ГК РФ, п. 2 ст. 36 ЖК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом; собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленном Жилищным кодексом и гражданским законодательством РФ пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относится к компетенции общего собрания собственников помещений.

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие помехи для движения. Однако поскольку придомовая территория не предназначена для сквозного проезда и не является дорогой, установка шлагбаума здесь не является нарушением ПДД. Тем не менее пакет документов, включающий решение собственников жилья об установке шлагбаума, а также документы, выданные в органах самоуправления, подать в ГИБДД все-таки необходимо.

Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией (управы района) по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

Этапы согласования

Для законного монтажа такой конструкции необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:

  • Более половины жильцов дома должны дать письменное согласие на установку.  Важно! Если предполагается, что шлагбаум будет регулировать въезд на территорию двух и более домов, то для согласования нужны протоколы собраний каждого дома. 
  • Установить площадь участка вокруг дома, обратившись в БТИ. Участок, на котором находится жилое здание, считается объектом долевой собственности каждого жителя (ст. 36 ЖК РФ). На этом основании территорию возле дома следует оформить в собственность путем собрания собственников жилья, для чего составляется заявление на формирование придомового участка.
  • Знающие люди советуют на том же собрании выбрать уполномоченного, который возьмет на себя все договоренности и будет отвечать за процесс согласования шлагбаума с муниципальными властями и другими инстанциями.
  • Деньги на установку шлагбаума можно взять из резервов ТСЖ. Если у ТСЖ нет ресурсов, или самого ТСЖ нет, а домом управляет сторонняя компания, деньги придется собирать с жильцов. Стоит отметить, что решение части собственников приравнивается к воле всех собственников. И если для принятия решения было необходимо получить 2/3 голосов и при этом голосование состоялось без нарушений — такое решение будет обязательным для всех собственников, хотя бы они и не голосовали вовсе. Поэтому кто-то из жильцов будет вынужден заплатить за шлагбаум, который ему не нужен. Можно попытаться оспорить решение собрания собственников в суде, однако это не означает, что суд в любом случае признает такое решение недействительным.
  • Заявка на установку шлагбаума, проект-схема размещения шлагбаума (ограждения), протокол составляются в свободной форме. При составлении проекта необходимо учитывать проект межевания двора, так как внутри него могут располагаться различные организации, использующие двор для проезда к себе. Данные для проекта-схемы размещения шлагбаума ((точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума, его размерами и др.) берутся из документации о придомовой территории (кадастровый паспорт). Пока межевания придомовой земли не требуется. Далее схема направляется на согласование в ГБУ «Жилищник» для проверки границ дворовой территории.
  • После установления прав на придомовую территорию в районной администрации согласовывается право на установку средств управления дорожным движением. Муниципалитет, получив от жильцов дома обращение-заявку на установку шлагбаума, выдает список требований к проекту установки, а также рекомендацию проконсультироваться с юристами для правильного оформления документов. Несоблюдение требований установки шлагбаума влечет за собой отказ в разрешении на установку. В случае положительного заключения глава управы направляет проект установки шлагбаума на согласование руководителю местного муниципального собрания. Чтобы получить разрешение, жильцы должны подготовить точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума. Шлагбаум во дворе может быть установлен только в том случае, если жильцы обеспечить беспрепятственный проезд пожарным, полиции, скорой помощи и аварийным службам в любое время суток. Выход в этом случае — нанять смотрящего за шлагбаумом: консьержа/охрану либо аутсорсинговую компанию для удаленной диспетчеризации шлагбаума. Ответственные жильцы (уполномоченный или старший по подъезду) подкрепляют обязанность обеспечить наблюдение за ограждением и допуск транспорта экстренных служб во двор 24 часа в сутки: найм аутсорсинговой компани, установка видеонаблюдения и т.п. собственными подписями.
  • Данное право согласовывается также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ.

Разрешение на установку дает Муниципальный Совет депутатов. Возможный список документов на установку шлагбаума:

  • Обращение к муниципальным депутатам
  • Протокол общего собрания жильцов
  • План земельного участка из ТБТИ
  • План установки шлагбаума
  • План парковочных мест
  • Заявление в ГУИС о самостоятельном содержании шлагбаума жильцами дома
  • Проект договора на установку шлагбаума
  • Предварительное соглашение на удаленную диспетчеризацию
  • Вид, цвет, модель, безопасное открытие шлагбаума
  • Описание удаленной диспетчеризации и обеспечение круглосуточного доступа для спецслужб
  • Регламент по пользованию парковкой жителей дома.

При успешном прохождении всех вышеприведенных этапов можно смело устанавливать во дворе шлагбаум, поскольку процедура будет проведена в соответствии со всеми законодательными требованиями. Что касается установки в Москве, городские власти приняли решение об упрощенном порядке согласования.

Чтобы получить разрешение, необходимо:

Разрешение либо отказ можно получить не позже месяца со дня подачи документов. Решение выдается там же, где осуществлялась подача документов.

Сколько стоит?

Затраты будут включать:

  • Установка шлагбаума
  • Установки камеры видеонаблюдения и дополнительного прожектора / ИК-подсветки (опционально)
  • Установка вызывного блока системы диспетчерской связи
  • Установка серверного и коммутационного оборудования
  • Ежемесячные платежи за потребляемое электричество, интернет, услуги диспетчерской службы

Шлагбаум

Существует два основных типа шлагбаумов, чаще всего устанавливаемых во дворах жилых домов. Самый распространенный тип - автоматический шлагбаум. Цена сильно зависит от производителя и от длины стрелы. Так среднего ценового диапазона CAME GARD 2500 SX (стрела 2,5 метра) стоит 49 500 руб, а CAME GARD 4000 DX (стрела 4 метра) - 58 990 руб. Более бюджетный бренд Doorhan обойдется дешевле - BARRIER PRO 4000 - 30 000 руб.

Традиционный автоматический шлагбаум
Традиционный автоматический шлагбаум

Достоинства традиционного автоматического шлагбаума:

  • низкая цена;
  • не требует и не предполагает наличие забора;
  • наименьшее время открытия / закрытия;
  • простой монтаж и установка;
  • относительно дешёвый и быстрый ремонт;
  • малые габариты;
  • подходит для любой конфигурации въезда во двор за счёт большого выбора длин стрелы шлагбаума и отсутствия необходимости выделять свободное пространство рядом с ограждающим устройством;
  • не является преградой для проезда машин спец. служб (скорая, пожарная и т.п.) — в крайнем случае просто снесут стрелу шлагбаума и проедут.

Недостатки:

  • низкая «вандалостойкость» — стрела шлагбаума ломается легко, она специально сделана слабой, чтобы не выломать редуктор или всю тумбу с фундаментом;
  • спорная «эстетичность» — решение явно «низкого» ценового сегмента.

Кому подходит:

  • при ограниченном бюджете;
  • при отсутствии требований к «вандалостойкости»;
  • при отсутствии требований к «эстетичности»;
  • при не возможности согласовать в районном отделе Совета депутатов, а также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ другие типы заграждающих устройств.

Антивандальные шлагбаумы с приводом откатного типа
Антивандальные шлагбаумы с приводом откатного типа

Более вандалостойкий вариант - антивандальные шлагбаумы с приводом откатного типа. Цена за вариант ШАО-3000 ООО "Деталсис" с электроприводом AN-Motors ASL500 - около 75 000 руб (стрела 3 метра), ШАО-4000 - около 77 000 руб.

Достоинства:

  • высокая «вандалостойкость» — достаточно близкая к автоматическим откатным воротам;
  • средняя цена, не сильно большая чем у автоматических шлагбаумов;
  • не требует и не предполагает наличие забора;
  • простой монтаж и установка.

Недостатки:

  • большое время открытия / закрытия (примерно такое же как у автоматических ворот);
  • спорная «эстетичность» — я бы сказал даже меньшая, чем для обычных автоматических шлагбаумов;
  • требует наличие пространства сбоку от ограждающего устройства;
  • могут возникнуть сложности при согласовании с МЧС, ГИБДД и ЖКХ из-за требования беспрепятственного проезда пожарным, полиции, скорой помощи и аварийным службам в любое время суток.

Кому подходит:

  • при повышенных требованиях к вандалостойкости и антитеррористической безопасности;
  • при достаточно ограниченном бюджете;
  • при отсутствии требований к «эстетичности»;
  • при относительно небольшом «трафике» через въезд во двор;
  • при наличии достаточного пространства для установки откатных створок.

Другие типы заграждающих устройств, практически не применяемые для установки на въезде во двор многоквартирных домов

Сюда относится все типы заграждающих устройств, предназначенные для применения в гаражах, боксах, паркингах и т.п. Их либо невозможно установить во дворе, либо просто нецелесообразно. Просто перечислим:

  • автоматические откатные ворота - подходит лишь для новых домов, имеющих ограждение территории забором;
  • автоматические секционные ворота;
  • автоматические подъемно-поворотные ворота;
  • автоматические распашные ворота — теоретически применимы, но требуют много пространства перед ними;
  • автоматические рулонные ворота;
  • дорожные блокираторы — теоретически применимы, но требуют существенных усилий для доработки под несвойственные функции (управление с брелка, и т.п.), к тому же сложны в монтаже.

Более подробно об этой теме я писал в своих статьях в блоге Защита дворовых территорий от сквозного проезда и парковки, Защита дворовых территорий. Часть 2. Заграждающие устройства, Защита дворовых территорий. Часть 3 Видеонаблюдение, Защита дворовых территорий. Часть 4. Диспетчеризация

У кого бы проконсультироваться?

Если нужен взгляд независимого профессионала - то в моем паблике ВК Блог о видеонаблюдении <<<Low-voltage Blog>>>. Я проектировщик, подскажу по вашему конкретному случаю что лучше выбрать.

Прошу ставить палец вверх если статья была полезной, писать ваши комментарии и подписываться на канал - все только начинается! Ведь в следующей части мы поговорим про выбор подрядной организации, диспетчерской службы, цене за видеонаблюдение и других важных моментах!