Гендиректор Российского научного фонда А. Хлунов выступил перед молодыми учеными в Санкт-Петербурге и в очередной раз бравурно отчитался о Президентской программе грантов. Казалось бы, дело похвальное. Президент сказал - поддержать молодых и выделил денег, РНФ их освоил. Дьявол, как всегда, кроется в деталях.
История вопроса такова: осенью 2016 года В.В. Путин встречался с учеными-мегагрантниками, которые попросили его, во-первых, больше внимания уделить поддержке молодых исследователей, а во-вторых, более полно использовать их самих (ученых-мегагрантников). По итогам данной встречи РНФ получил распоряжение разработать специальную программу, что он и сделал (конкурсы 23, 24 и 25). В перспективе будет еще один конкурс - с консорциумами, УНУ, ЦКП и прочей мега-наукой. По поводу всех четырех сразу было много вопросов: почему они похожи то на мегагранты, то на "мой первый грант" РФФИ? Почему "на молодых" фактически выделено только два конкурса из четырех? Где тут мегагрантники (то есть представители русского научного мира, научной диаспоры и прочего)?
Обо всем по порядку. Почему они похожи на мегагранты? Потому что с них и срисовывались.
Почему на молодых реально только два конкурса? Потому что, как сообщает РНФ, во всех упомянутых конкурсах требования по привлечению молодых исследователей. Отработанный механизм для РНФ, на самом деле. Если вспомнить, как создавался Фонд, то в него просто вкачали средства из ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 гг., физически прервав программу и обязав РНФ выполнить основные ее показатели по молодым исследователям и преподавателям. Фонд "запулил" в конкурсы требования по привлечению молодежи и более ничего делать не стал. С Президентской программой та же история.
"А где же мегагрантники?" -спросил Президент. "Ну они тоже могут поучаствовать", - ответил Хлунов.
Так что же - РНФ молодцы или нет? Сказать однозначно сложно. Программы для молодых - это, конечно, хорошо. А вот копипастить и вбивать ногами адекватную идею в собственную не до конца адекватную деятельность - плохо. Что точно нехорошо - так это слышать только то, что тебе хочется (ну или что ты можешь или хочешь понять). Так что РНФ сделал неплохо, но (не совсем) / (совсем не) то, что его просили. Теперь можно рапортовать и радоваться успехам, игрушку (=миллиарды) не отнимут. Просто если государство захочет сделать именно то, за что радели и ведущие ученые, и Президент, придется искать новые средства и новые форматы. Потому что РНФ, видимо, считает, что "грантовый вопрос по молодым закрыт".