О детях. Обезьянки Харлоу

Сейчас принято говорить о некой эпидемии аутизма и РАС, причем за уши к проблеме притягивается все подряд, типа прививок, экологии, возраста родителей и прочего. Однако, мне кажется, один из ключей к решению этой проблемы был получен еще в 50-е годы прошлого века.

Эта статья не является научной, скорее это просто спекуляции и размышления на тему, поэтому ссылок не будет. Мне лень.

Интересно, что самые морально неоднозначные и, прямо скажем, жестокие эксперименты принесли в свое время интересные результаты. Сейчас ученым не удалось бы ни провести подобных опытов, ни получить каких-либо результатов из-за многочисленных биоэтических запретов, а тогда и на людях не гнушались опыты ставить, что уж говорить про животных. Одними из подобных жертв науки стали макаки-резусы, на которых ставили опыты чета Харлоу - Гарри и Маргарет.

Вначале эксперименты были посвящены влиянию социума (в данном случае обезьяньего) на формирование разных умений у молодых макак. Для этого молодежь разного возраста изолировали от матерей и держали в индивидуальных клетках. Осуществляли это разделение в разном возрасте и на разное время, и в результате оказалось, что чем раньше детеныша забрали у мамы и чем дольше период изоляции, тем хуже будущее у такого персонажа. Выросшие макаки не могли нормально общаться с другими, не понимали брачных игр, часто сидели, раскачиваясь, в углу или причиняли себе повреждения. Ничего не напоминает?

Затем ученый обратил внимание, что маленькие макаки любят возиться и прижимать к себе полотенца, которые устилали дно клетки. Тогда был придуман эксперимент с двумя мамами. Из проволоки и бутылки Харлоу слепил страшную кормящую мать, а из меха - мягкую и теплую, но не кормящую.

Оказалось, что маленькие макаки до одури боялись железную мать и приходили к ней кормиться только когда изрядно проголодаются. А все остальное время они проводили на мягкой маме. Результаты этих экспериментов опровергли бытующее в то время мнение, что ребенку от мамы нужна только еда и чистые пеленки. К сожалению, выросшие в обществе мягкой мамы макаки, также показывали черты аутизма. В частности, они сами не умели нянчить собственных детей (полученных с помощью искусственного осеменения, потому что в брачные игры они тоже не играли), часто их калечили и убивали.

А теперь вспомним про особенности воспитания в то время. Это "не надо приучать к рукам", кормление по режиму, приучение к сну через "проораться" и ясли в два месяца, где на толпу детей приходится одна нянька. То есть дети многих стран в то время были выращены как обезьянки Харлоу, сами того не зная. Удивительно вообще, как эта "эпидемия аутизма" началась только сейчас, а не тогда? Хотя, справедливости ради, отмечу, что это один из возможных спусковых крючков развития аутизма, а не его основная причина. К тому же, на то время четкой диагностики еще не существовало.

На данный момент известно, что на развитие аутизма влияют эпигенетические факторы. Эпигенетика - молодая наука, которая пытается сейчас объяснить все на свете, как раньше это пыталась сделать генетика. Суть эпигенетических изменений в прижизненном изменении активности некоторых генов, которые (изменения) потом передаются по наследству. На эти изменения влияют разные факторы: диета, уровень стресса у беременной матери, и общение матери с детенышем. Т.е. тиская детеныша или не обращая на него внимания, мы сами вносим эпигенетические изменения, которые потом повлияют на поведение выросшего ребенка и перейдут по наследству уже его детям. Поэтому можно предположить, что аутисты последних поколений - это наследство "обезьянок Харлоу" середины XX века.

Еще одно предположение, почему сейчас аутистов больше, чем раньше, хотя модели общения с ребенком изменились и сейчас поощряется носить его на ручках и кормить грудью по первому писку. Это засилье гаджетов и "развивающих" игрушек для совсем маленьких детей. Раньше дети были больше вовлечены в общение с родственниками или сверстниками, сейчас мы включаем ребенку мобиль или мультики и уходим заниматься своим делом. Возможно, мы сами несет проклятие "обезьянок Харлоу" и нам тяжело общаться с ребенком, но в результате малыш не получает от нас знаний об эмоциях и общении.

Эти размышления на данный момент не являются научным фактом и могут быть опровергнуты, хотя сейчас никто не сможет поставить на детях опыты, подобные проведенным четой Харлоу. Однако, мне кажется, увеличение доли живого общения с малышом и увеличение числа взрослых, заботящихся о ребенке (в случае ясель, например, да и в семье не одна мама должна общаться с малышом) помогло бы уменьшить число детей с РАС, причем не только сейчас, но и в будущем.