Что такое самообразование?

Казалось бы, элементарный вопрос, набирай в поисковике «самообразование это» и получишь ответ. Но, именно поэтому давно хотел написать этот пост, так как поиском находится большое количество определений, которые запутывают или вообще не соответствуют действительности. Постараюсь внести ясность в этот вопрос и дать своё определение.

Часто можно встретить подобное определение самообразования, что это способ получения новых знаний без участия преподавателей и вне стен учебного заведения. Но это в корне неверно.

Чтобы сформулировать своё определение давайте рассмотрим основные характеристики самообразования. И начнём с его целей.

Цели познавательной деятельности в любом учебном заведении ставятся преподавателем, за тем исключением, когда, обучая по современным методикам, учащихся просят самих сформулировать цель урока, но даже в таком случае очевидна ведущая роль преподавателя в постановке цели.

И в этом кроется коренное отличие самообразования от образования. Как вы думаете в чём оно заключается? Например, учитель в школе просит ученика найти ответ на какой-то вопрос, например, почитав учебник. Читая учебник, ученик занимается самообразованием? Он сам читает, сам разбирается и пытается найти ответ на поставленный вопрос. Но цель такого учения поставлена не им самостоятельно, а предложена учителем.

Итак, мы выявили первую характеристику самообразования – цели такой деятельности ставятся самостоятельно.

Дальше поговорим о мотивации. Опять же, в случае образования по большей части мотивы чаще внешние. И даже, когда учитель в начале урока специально заинтересовывает учащихся, чтобы у них возник внутренний интерес как мотив к изучению материала на уроке, такая мотивация тоже сформирована внешне. В случае самообразования у человека должны быть внутренние мотивы, чтобы что-то изучить, а также не бросить это занятие. Таким образом, мы пришли к второй характеристике самообразования – мотивы внутренние.

Если у человека есть цели и мотивы к получению знаний ему нужно спланировать их получение. То есть ещё есть такие характеристики самообразования как самостоятельность в планировании и определении продолжительности.

Ещё самостоятельно выбираются источники и формы получения знаний, умений и навыков. Вы можете получить знания: прочитав книгу, прослушав аудиокнигу, посмотрев видео, пройдя курс, получив индивидуальную консультацию и т.д. Это просто разные формы и источники. Как видите, самообразовании никоим образом не исключает преподавателя и стен учебного заведения. Только в данном случае вы приходите к преподавателю исходя из ваших целей, мотивов и в соответствии с вашим планом самообразования. Вы приходите с запросом на определенные знания, умения и навыки, а не затем, чему преподаватель решит вас учить.

Можно ещё поискать иные характеристики самообразования, но, думаю, ключевые мы с вами выявили. Поэтому сформулирую своё определение.

Самообразование – это форма индивидуальной познавательной деятельности человека, цели, мотивы, план и формы которой определяются человеком самостоятельно.

Завтра на нашем канале стартует серия постов про постановку целей самообразования. Не пропустите. Напишите в комментариях, какие вопросы самообразования вы хотели бы, чтобы также были рассмотрены в следующих выпусках.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Мы во ВКонтакте и Facebook.