"Доброе утро и спасибо!" Или на чем базируются основные методы нематериальной мотивации.

Тема нематериальной мотивации продолжает занимать приоритетные позиции в сфере управления персоналом. А в связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией в нашей стране – стремительно выходит на первое место. Я подготовила для вас материал по основным важным моментам создания системы немонетарной мотивации и ее видам. В материале использованы фрагменты книг Боба Нельсона «1001 способ мотивировать работника» и «1001 способ поощрить работника».

Итак, принято считать, что хороший сотрудник — не тот, кто с 9 до 18 сидит в офисе и находится в зоне видимости руководителя, а тот, кто хорошо мотивирован. Основная задача здесь — сделать так, чтобы сотрудники разделяли миссию и ценности компании, чувствовали себя частью организации и получали личное удовлетворение от работы.

Про материальную мотивацию вроде как все понятно — соответствующая уровню квалификации зарплата, бонусы и премии, процент от прибыли компании и так далее.

С нематериальной чуть сложнее, она направлена на другие потребности человека — в признании и самореализации. И в идеале, чтобы этой самореализации сопутствовали комфортные условия на рабочем месте.

Если вы столкнулись с необходимостью создания системы нематериальной мотивации, необходимо учитывать несколько правил:

  • Нематериальная мотивация должна коррелировать с задачами бизнеса. Если вы занимаетесь продажами — это может быть обучение в данной сфере (тренинги по продажам, по работе с возражениями), если у вас колл-центр — максимально удобное и функциональное рабочее место, и возможность побыть одному, переключиться в комнате отдыха и так далее.
  • Системы поощрения/благодарностей должны быть предусмотрены для всех категорий сотрудников: от уборщиц бэкофиса до сотрудников, непосредственно приносящих прибыль компании.
  • Нематериальная мотивация должна соответствовать этапу развития компании и бизнеса: голый энтузиазм и вера в общее дело работают только на начальном этапе, дальше включаются совсем другие законы.
  • Способы мотивации должны быть разнообразными и иметь эффект новизны. Одна и та же мотивационная программа не выстреливает дважды. Человек со временем привыкает ко всему. И то, что еще вчера казалось прекрасным бонусом, сегодня перейдет в разряд “обычное дело”.
  • Индивидуальный подход в данной области действительно важен: то, что мотивирует одного человека, может демотивировать другого. Общайтесь с людьми, которые работают на вас, изучайте и удовлетворяйте их потребности.

Ниже мы собрали несколько основных способов нематериальной мотивации персонала. Во что это может развиться, зависит исключительно от вашей фантазии и бюджета (да, нематериальная мотивация тоже стоит денег):

  • Организация комфортных рабочих мест — от удобного кресла до разрешения принести любимый цветок в горшке. А также — комнат отдыха и столовых. Чем больше у сотрудника возможностей переключиться и удовлетворить свои базовые потребности в стенах офиса, тем меньше времени он тратит на это в принципе. Время еще экономится и на типовых жалобах коллегам – «мы все тут рабы и трудимся в ужасных условиях…».
  • Еженедельные мотивирующие совещания, на которых у сотрудников есть возможность поделиться текущей информацией и достижениями, а у руководителей – определить настроения коллектива.
  • Публичное информирование о достижениях компании с благодарностями отделам и сотрудникам, имеющим отношение к этим достижениям.
  • Публичные поздравления со знаменательными датами.
  • Соцпакет — частичное или полное мед страхование, частичная/полная оплата парковки, обедов, скидки на услуги компании для сотрудников и членов их семей и т.д.
  • Послабления в рабочем графике. Если ваш бизнес позволяет, можно пойти навстречу сотрудникам и разрешить одним работать с 8:00, другим — с 11:00. Сюда же входят дополнительные выходные дни и возможность уйти с работы пораньше для решения личных дел.
  • Помощь в семейных делах: если компании или непосредственному руководителю посильно оказать помощь в решении семейных вопросов — это в разы повысит лояльность и мотивацию сотрудника.
  • Организация и оплата обучения —  по профилю или, например, занятий английским языком.

И на закуску — несколько способов для самых смелых руководителей:

  • давать сотрудникам возможность подрабатывать в других отделах или даже компаниях.
  • в зависимости от специфики бизнеса давать один день на неделе работать вне офиса или всем отделом менять обстановку (работать в коворкинге или на свежем воздухе).
  • привлекать для решения задач сотрудников из разных отделов, например, пригласить на креативный брейншторминг бухгалтера или юриста. Во-первых это будет отличным взглядом со стороны, во-вторых — своего рода тимбилдингом и в-третьих даст понять, что любая работа важна (часто сотрудники одного отдела недоумевают, за что платят деньги сотрудникам других отделов, это оказывает демотивирующее воздействие на всех членов команды).
  • организовывать поощрительные командировки — их можно совместить с обучающими программами.

Пока лучшие умы hr-отдела озадачены созданием системы нематериальной мотивации для вашей компании — бороздят просторы интернета и обучаются на тренингах, вы уже можете начать менять обстановку в коллективе. Прямо с настоящего момента и на ежедневной добровольной основе:

  • Здоровайтесь с сотрудниками (желательно по имени) — всему персоналу, от бекофиса до локальных руководителей, хочется чувствовать свою значимость в компании.
  • Не забывайте говорить «Спасибо». Казалось бы, мелочь, но работает во все времена и на любом уровне.
  • Приглашайте сотрудников на важные встречи — это повысит их значимость в собственных глазах.
  • Устраивайте раз в неделю/месяц в офисе общее чаепитие, приносите что-нибудь вкусное. Этот ход можно совмещать с общими совещаниями — все будут рады горячему кофе и торту “без повода”.
  • Находите силы и время выслушивать сотрудников, а не только информировать.
  • Вовлекайте сотрудников в принятие решений — расскажите о каком-то важном вопросе и попросите предложить свои варианты действий.