Обзор игры “Чартерстоун”

Номинально говоря, всё написанное ниже нельзя назвать полноценным обзором. Тут не будет подробного описания игры, сравнения сеттинга и механик с другими играми, даже картинок с игровым процессом - не будет. Потому что любая информация данного порядка будет являться спойлером к легаси игре, что, возможно, кого-то расстроит. Так что, всё написанное ниже - скорее впечатления от пройденной игры.

Итак, Джейми Стегмайер представил на суд любителей настольных игр свою новую игру. Игра, как уже упоминалось выше, выпущена в формате “Наследие”. Спорный жанр для любителей настольных игр в силу того, что многие считают данное направление игр слишком дорогим удовольствием из-за ограниченного количества партий. Игра также является евро-игрой, что свойственно для Сетгмайера, но в то же время добавляет сомнений в успешности проекта. Итак, перед нами евро-игра в жанре наследие. Спорное сочетание, не правда ли?

Но давайте по порядку. Автор обещает нам, что игра будет развиваться по мере прохождения партий и даст нам возможность поиграть в себя и после прохождения кампании, которая, к слову сказать, состоит из 12 игр. Открыв коробку и прочитав правила, которые, кстати сказать, изобилуют пустыми местами для вклеивания текста, становится понятно следующее: автор дарит нам… чудо. Чудо создания евроигры своими собственными руками. Разложив совершенно пустое поле, приготовившись к первой игре, ощущение грядущего чуда усиливается. На столе перед вами - буквально - скелет игры. Голая евро-механика воркер плейсмента. И больше - ничего. Но вот происходит небольшое чудо - возникает ситуация, в которой необходимо обратиться к коробке с легаси компонентами и внести в игровой процесс что-то ещё, иногда весьма неожиданное. И остается только гадать до самого конца игры - действительно ли мы получим свое собственное, ни на что не похожее евро, либо мы едем по тем самым “резиновым рельсам”, ведомые автором к закономерному концу.

После нескольких ходов становится ясно, что у игрока есть возможность вести партию двумя способами - играть “для себя”, “на победу”, и играть “для других”, “на игру”, максимально исследуя все её нюансы. Интересно, что баланс между этими двумя аспектами и является основной изюминкой игры - сделать игру разнообразнее и выиграть в неё, следуя постоянно меняющимся правилам - что может быть интереснее?

Механика “Наследие” сыграла на руку автору - у всех участников игры вырабатывается стойкое чувство привязанности к собственному творению, ощущение причастности к той самой “постройке города”, которая упоминается в названии игры. Вам знакомо состояние, возникающее при сборке набора Lego? Чувство, что производитель подарил вам все компоненты для создания маленького шедевра? Или вот, например, - Вы закрепляете последнюю деталь в конструкторе, коробка с Lego пуста, и перед вами на столе - законченное творение. И в голове возникает мысль - “я это сделал” - ударение на “я”. Конечно, без участия инженеров Lego, у нас вряд ли бы получилось собрать то, что сейчас перед нами, но собирали-то мы это сами! Именно такое ощущение и возникает, когда играешь в “Чартерстоун”: мы делаем игру своими руками, делаем её такой, какой мы хотим. И это нельзя сбрасывать со счетов, когда оцениваешь игру. Например, в Пандемии: Наследие мы движемся по сюжету, преодолевая неожиданные препятствия, и меняем картину мира игры. По окончанию игры у нас есть возможность сыграть в обычную версию пандемии на видоизмененной карте либо, в качестве альтернативы, отыгрывать что-то вроде “сценариев” с усложненными правилами из “наследия”. В “Чартерстоун” к концу кампании мы получаем полноценный воркер-плейсмент, который можно отыгрывать по правилам только что пройденной серии игр. По сути, мы играем в игру, которую сами же и собрали из кусочков пазла механики “наследие”. А разве что-то может быть интереснее для любителя настольных игр?

Хочется еще раз напомнить, что “Чартерстоун” - это, в первую очередь, евро игра. Это не абстракция, не америтреш, это настоящее стопроцентное евро с сюжетом. Так что, если вы не любитель данного жанра - это игра не для вас.

Напоследок хочется упомянуть о компонентах игры. Всё - на высшем уровне. Издатель, подаривший миру “Серп”, “Эйфорию” с их великолепными компонентами, и здесь не разочаровал - всё то, что нам нравилось в оформлении предыдущих игр, есть и тут.

Финальные оценки игры “Чартерстоун”

Игровой процесс: 8/10. Сочетание “евро” и “наследие” оказалось на удивление гармоничным. Однако нельзя не отметить, что “евро” здесь - американской школы, как следствие - не следует ожидать от игры “немецкой” точности. Сюжет и постепенное раскрытие правил играют на руку восприятию игры, однако иногда механика “наследия” довлеет над основным стилем игры, что может как расстроить играющих “на результат” настольщиков, так и обрадовать тех, кто умеет быстро адаптироваться к изменениям в правилах.

Правила игры: 9/10. Лаконичные и простые, к концу игры они становятся достаточно увесистыми. Впрочем, по большому счету, претензия к правилам только одна - вместо обещанного автором “всего одного абзаца”, для старта первой игры необходимо всё же изучить их целиком. Однако, автор явно знаком с темпераментом игроков не понаслышке - на старте первой партии, он ещё раз нас просит “зачитать вслух тем игрокам, которые не читали правила, следующие пункты…”

Внешний вид: 10/10. Прекрасные компоненты для приятной игры. Добавить собственно нечего.

Итоговая оценка: 9/10. Прекрасный подарок от автора “Эйфории” и “Серпа” любителям евро. В сочетание с механикой “наследие” получился замечательный образец хорошей евроигры американской школы.

P.S.В этом абзаце нам придется нарушить обещание, и всё-таки немного приоткрыть завесу над содержимым коробки “Чартерстоун”. Мы специально вынесли его в конец обзора, чтобы читателю не пришлось натыкаться на него при пролистывании, если он решит не читать. Предупреждаем: дальнейший текст может быть расценен как спойлер! Так что читать дальше или нет - решать вам самим.

Итак: в “Чартерстоун” присутствует режим соло-игры. Автома “Чартертстоун” несколько напоминает автому “Серпа”, что делает её достаточно простой в освоении. Автор рекомендует нам отыграть первую игру без неё, даже в соло. Честно говоря, мы не решились ставить такой эксперимент на своей копии игры, однако это просто рекомендация - собрать колоду автомы можно в любой момент, забежав чуть подальше по сюжету. Кроме того, автомы позволяют вам играть в “Чартерстоун” с максимальным количеством игроков, а это, как оказалось, немаловажно при создании полноценного игрового поля финальной игры - владения каждого игрока обладают своими собственными уникальными свойствами, разнообразие которых даст вам свое собственное уникальное игровое поле. Конечно, при игре неполным составом можно (и нужно) развивать и незанятые владения, однако в дальнейшем, после завершения кампании, игрок, выбравший себе такое владение при одиночной партии, окажется аутсайдером. Это, пожалуй, самый важный нюанс, который стоит учитывать при игре - если вы играли в “наследие” втроем, но по завершению кампании планируете играть в неё вшестером - следует всерьез задуматься над включением автом в игру. Или, возможно, кто-то из присутствующих за столом решится присматривать сразу за двумя владениями?