Что вокруг: инсталляция Алисы Йоффе “Под мостовой — пляж”

С 9 по 12 августа в Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина можно было увидеть инсталляцию Алисы Йоффе, посвященную городам и жизни в них. Мы поговорили с художницей о проекте и ее работе над ним.

Выставка “Под мостовой — пляж” в  Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина
Выставка “Под мостовой — пляж” в Фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина

• Вы много пишете о современном обществе. Работа “Ярость”, которую вы представили в прошлом году, посвящена порабощающему людей капитализму, выставка в фонде Владимира Смирнова и Константина Сорокина посвящена жизни в современном мегаполисе. Как общественные изменения отражаются на художнике?

Художник является частью общества и отражает те изменения и состояния, в которые впадает вместе с ним.

• Название выставки “Под мостовой — пляж” относится к какому-то конкретному городу или абстрактному мегаполису?

Название выставки - один из лозунгов протестного движения мая 1968 года во Франции. Весной 1968 г. студенты разбирали мостовую для строительства баррикад. Обнаружив под брусчаткой песок, они заявили, что под мостовой - пляж. 50 лет спустя на московских улицах рабочие перекладывают брусчатку и виден песок, что позоляет фантазировать, как выглядели улицы Парижа в мае 1968-го.


• Можете рассказать об элементах инсталляции: она расположилась не только на стенах, но занимает все пространство мастерской, даже потолок. Особенно интересно, что означают цифры 21:21 на стене?

Часть инсталляции – настенная роспись. На стене нарисованы разделительные линии парковочных мест, выше – ряд элементов похожих на надпись. По центру изображен электронный циферблат, такие часто можно встретить в городе. Время на циферблате 21:21, показывает совпадение часов и минут; подобные совпадения, симметричные или зеркальные, обращают на себя внимание. В этот момент цифры перестают быть для меня числами, становясь паттернами рисунка. В общем, выставка изображает деление города на охраняемые территории, с сотрудниками безопасности, шлагбаумом и рамками металлодетекторов. Зрители находятся на очерченом поле, но сами картины составлены из разных частей, границы которых свободно нарушаются.


• Обычно вы используете только сочетание черного и белого. Чем обосновано появление здесь кислотно-желтого цвета?
Мастерская фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина находится в одном из зданий бывшего комбината газеты "Правда", в помещении с металлическим полом и сохранившимися трубами системы пожаротушения на высоте около 185 см, создающими риск удара головой. Я решила окрасить эти трубы цветом "Сигнальный желтый", который используется для привлечения внимания. Еще я провела желтую линию по периметру всей мастерской на уровне около 20 см от пола, чтобы обозначить границы игровой территории.


• В одном из интервью вы говорили, что слушаете музыку почти все время своего бодрствования. Какая музыка вдохновила вас на эту инсталляцию?

Во время работы над выставкой я часто слушала парижскую группу Acid Arab, но в первую очередь я вдохновлялась прогулками по городу, слушая его шум.