Кабина Boeing-737 Classic

Самолёты Boeing-737 - самые популярные неширокофюзеляжные магистральные самолёты в мире.

По данным февраля 2017 года, самолётов Boeing-737 было выпущено уже более 9400.

Эти самолёты принято разделять на три поколения:

Original ("Оригинальные" - модификации -100, -200),

Classic ("Классические" -300, -400, -500) и

Next Generation ("Следующее поколение" -600, -700, -800, -900).

Сейчас начинаю летать Боинги-737 MAX, с новыми двигателями и, наверное, другими изменениями в конструкции. Но преемственность кабины на них всё так же сохранится.

Семейство Boeing-737 Classic - это модели 737-300, -400 и -500, отличающиеся незначительно - в основном, длиной и пассажировместимостью.

Первый самолёт серии -300 был поставлен в 1984 году, а последний, -500, - в 1999 году.

Думается, что именно благодаря почти двум тысячам произведённых самолётов серии Classic, бывших гораздо более надёжными и безопасными, чем Original, Boeing-737 и стали хитом продаж.

Кабина 737 будет рассмотрена на примере имевшихся в нашей компании 737-500.

Выглядит она, конечно же, гораздо скромнее, чем у Airbus-320</a>, о котором я тоже, наверное, расскажу.

Общий вид кабины:

По сравнению с Airbus-320, тут даже есть штурвалы.

Слева от штурвала КВС, на вертикальной боковой панели, находится ещё один штурвальчик - это для управления разворотом передней ноги на большие углы при рулении.

Можно сразу же глянуть на главный руль:

На рогах у него:

с внутренней стороны (сейчас слева) - нумератор, где обычно устанавливается номер рейса (чтобы пилот не забыл во время переговоров с диспетчерами),

с внешней стороны (справа по фото):

сдвоенный нажимной переключатель электропривода перекладки стабилизатора,

кнопка отключения автопилота,

качелька включения микрофона, имеющая два положения - в одном микрофон подключается к радиостанции на передачу, а в другом - на передачу для внутренней связи (или с наземным персоналом). Этот переключатель находится со стороны приборной доски и сейчас не виден,

посредине - прищепка для крепления всяких полезных листочков, например, схемы захода на полосу и ухода на второй круг.

Кстати, надо заметить, что штурвал-таки загораживает некоторые приборы.

За штурвалом, спереди, находится приборная доска с основными пилотажными приборами:

Так как самолёт "классический", то и приборы у него во многом - классические стрелочные "будильники" (то есть, механические с аналоговой индикацией).

С левого края три штуки:

часы, указатель воздушной скорости, радиокомпас.

Далее находятся два дисплея:

Верхний - замена авиагоризонта (сейчас просто выключены инерциальные системы навигации и потому нет картинки).

и справа внизу - индикация радиовысотомера.

На нижнем (навигационном) дисплее отображается план полёта, отметки самолётов от TCAS, картинка от радара и ещё кое-что.

Далее влево:

сверху слева - не помню что :) - то ли индикация режимов автопилота, то ли системы предупреждения близости поверхности,

сверху справа - три индикатора пролёта радиомаяков (при посадке).

Затем ниже слева направо:

высотомер барометрический, высотомер запасной с указателем воздушной скорости, запасной (резервный) авиагоризонт.

Ещё ниже слева направо:

вариометр (указатель вертикальной скорости), табличка соответствия футовых эшелонов метровым (не входит в стандартную поставку),

индикаторы топливомеров по бакам (два крыльевых и посредине центральный).

Такая же приборная доска есть и у второго пилота.

Между этими досками находится центральная доска:

Тут уже заметен наметившийся переход к электронному отображению показаний приборов. Но пока тут "будильники" заменены лишь светодиодными индикаторами.

В самом верху - индикатор работы Yaw damper (это демпфер рыскания - для подавления автоколебательного движения самолёта по курсу).

Ниже - различные сигнальные табло.

Ещё ниже, левая часть - индикация работы двигателей:

обороты вентилятора (N1),

температура газов (EGT),

обороты турбины и компрессора высокого давления двигателей (N2),

расход топлива.

Панель в центре (сверху вниз):

температура воздуха за бортом,

давление масла в двигателях,

температура масла и его количество (в процентах от полного бака),

вибрация роторов,

давление в гидросистемах A и B; количество жидкости в них (в процентах).

Правая часть:

индикатор положения закрылков (две стрелки - для левых и правых закрылков),

выключатель и индикатор антиюзовой автоматики тормозов основных колёс,

переключатель интенсивности автоматического торможения при посадке (RTO - прерванный взлёт).

И ещё чуть правее, ближе ко второму пилоту, торчит брутальная ручка выпуска-уборки шасси.

Настоящий гидравлический кран.

Снизу этой ручки есть скоба (красная) для преодоления электрической блокировки ручки (если понадобится).

Механическая тросовая проводка аварийного выпуска шасси (при отсутствии давления в гидросистемах) оканчивается рукоятками, находящимися в лючке в полу при входе в кабину пилотов (с их стороны двери :) ).

Ниже центральной приборной доски находятся два MCDU (многофункциональные дисплеи) для ввода маршрута полёта.

Также через них тестируются некоторые системы, но так как этот самолёт гораздо менее электронный, чем A320, то и функциональность MCDU тут гораздо ниже. Например, механики у нас им на 737 практически не пользуются (только специалисты по авионике иногда), тогда как на A320 без этого компьютера - практически никуда.

Посредине, между ними, - панель управления погодным локатором.

Наклеечка ниже информирует пилотов о том, что на этом самолёте двигатели настроены на повышенную тягу - примерно по 9 тонн каждый.

Ещё дальше назад, на пути к центральному пульту, находится наше всё:

Здесь находятся органы управления двигателями, механизацией крыла, противопожарной системой и ещё всякостей.

Всё можно дёргать (а кое-что даже само ездит), и всё связано конкретно стальными тросами с разными частями самолёта.

Ручки управления двигателями (РУДы)

Спереди имеют каждая по ручке управления реверсом.

Слева внизу торчит фиксатор стояночного тормоза,

Кнопка в торце рукоятки РУДа отключает автомат тяги, а кнопка, торчащая вверх - включает максимальный режим обоим двигателям для ухода на второй круг или максимально быстрого взлёта.

Правее и дальше торчит рукоятка управления спойлерами (воздушными тормозами),

самая правая и ближе - рукоятка управления закрылками.

Ниже на этом же пульте с обеих сторон есть барабаны, связанные с тросами управления перекладкой стабилизатора:

На барабанах есть выдвигающиеся ручки для ручной перекладки стабилизатора при отказе электрического управления.

Левее видны тумблеры отключения автоматического управления триммированием стабилизатора.

Панель противопожарной системы:

Две красные ручки для двигателей (по бокам) и одна для ВСУ (в центре). Сигнализация пожара будет эдакой сиреной, и гореть лампы внутри ручек.

При вытягивании вверх соответствующий двигатель обесточивается, отрезается питание топливом и гидрожидкостью.

Для разрядки пожарного баллона нужно повернуть ручку в сторону.

Тумблеры - для проверки частей системы.

Центральный пульт.

Спереди назад.

В левой части (это середина пульта):

сверху - экран камеры наблюдения за придверным пространством у кабины пилотов. Так как на Boeing нет столиков, то как раз на экран всем очень удобно ставить разные мелочи, из-за чего он и потёрт.

ниже - панель управления системой пожаротушения багажников.

ещё ниже - управление системой предупреждения столкновения самолётов TCAS.

Теперь правая часть:

сверху - пульт управления УКВ-радиостанцией,

ниже - управление радионавигацией.

ещё ниже - панель управления отображением информации на навигационном дисплее и установка высоты принятия решения на посадке (по радиовысотомеру).

Левая панель, у КВС, полностью аналогична этой, показанной, правой панели второго пилота.

Далее, центральный пульт (более назад по полёту):

Левая часть:

сверху - управление триммированием по крену и курсу,

ниже - панель управления КВ-радиостанцией.

Правая часть:

панель управления аудиоустройствами (радиостанции, сервисная связь с бортпроводниками, связь с наземным персоналом, ...)

ниже - панель установки частоты ADF... Это... э... автоматический находитель направления :)) в переводе (радиокомпас?).

в самом низу - управление электрическим замком двери кабины экипажа.

Вообще, на этом самолёте слишком много позволяется второму пилоту :)

он и управление замком двери поближе имеет, и краник кислорода возле него находится, так что он может перекрыть кислород КВСу в прямом смысле :)

На Airbus такого не моги - там и кислород поближе к капитану, и дверной замок тоже.

Самое же вкусное, как обычно, - потолочная панель :)

От тут они (конструкторы) и оттянулись по части торчащих тумблеров, переключателей и кнопок :)

В нижней части панели находится управление внешним светом:

Слева направо:

посадочные внешние (на крыле) и внутренние фары,

фары освещения рулёжки вбок,

рулёжная фара на передней ноге,

переключатель запуска и выключения ВСУ,

переключатели запуска двигателей и выбора режима работы системы зажигания,

стробы, навигационные огни, проблесковые маяки, освещение крыла, освещение ниш шасси.

Ниже - запасной магнитный компас:

Левая нижняя часть потолочной панели:

слева вверху - указатель температуры топлива в левом крыльевом баке,

по бокам от него - лампы индикации положения топливных клапанов подачи топлива от насосов к двигателю.

ниже - кран кольцевания топливных систем питания левого и правого двигателей.

ниже - выключатели топливных насосов баков (по два на каждый бак).

От насосов левого бака также питается ВСУ, поэтому обычно задний насос левого бака постоянно включен.

Справа внизу:

индикатор температуры газов на выходе ВСУ и амперметр генератора ВСУ.

выше - выключатели контакторов подключения на сеть генераторов двигателей, генератора ВСУ и наземного источника электропитания.

выше - амперметры электрических генераторов двигателей.

Система переменного тока на самолёте 115 В, 400 Гц.

Выше этой панели:

Сверху вниз левая часть:

сигнал эвакуации,

панель управления подключения запасной гидросистемы на питание альтернативным управлением закрылками, рулём направления, спойлерами. Включение демпфера рыскания.

управление радионавигацией и переключение индикации на исправную инерциальную навигационную систему при отказе второй,

переключение дисплеев на один генератор символов при отказе другого.

Сверху вниз правая часть:

амперметр постоянного тока (для аккумулятора) и вольтметр, частотомер генератора ВСУ и вольтметр переменного напряжения,

переключатели вольтметров постоянного и переменного токов, выключатель аккумулятора, выключатель питания кухонного оборудования,

панель управления подключением резервного источника переменного напряжения,

там же - тумблеры механического рассоединения валов генераторов переменного напряжения двигателей от коробок приводов двигательных агрегатов,

указатели температуры масла в приводах постоянных оборотов двигателей

(дело в том, что роторы двигателей вращаются с разными частотами в зависимости от режима работы, а частота напряжения электрических генераторов двигателей должна быть постоянной).

И на самом-самом верху потолка - дублирующий указатель положения предкрылков:

Теперь - правая часть самого верха потолка (даже над потолочной панелью):

Слева - панель управления инерциальными навигационными системами (блоков на этом самолёте два).

правее: сверху - тумблер включения сервисных точек связи с кабиной (их много по самолёту - возле отсека ВСУ, возле двигателей, в отсеке стабилизатора, ещё где-то...), ниже - тумблер включения освещения кабины;

ещё правее: вверху - панель управления аудиоустройствами третьего оккупанта,

под ней - кнопки включения электронных блоков двигателей,

ниже - электронный манометр давления в кислородном баллоне экипажа и тумблер выбрасывания масок пассажирам,

под ними - дублирующая индикация положения стоек шасси и табличка минимально допустимого давления кислорода в экипажном баллоне в зависимости от количества членов экипажа в кабине.

самая правая часть:

выключатель аварийного самописца

и кнопки тестирования систем предупреждения о превышении скорости и о сваливании.

Правая верхняя часть потолочной панели:

слева: окошечко лампы подсвета центрального пульта, регуляторы яркости подсвета панелей АЗС и потолочной панели.

правее: сверху панель управления обогревом датчиков статического и динамического давления, а также окон кабины пилотов; ниже - управление противообледенительными системами двигателей и крыла (они все воздушные).

правая часть - управление системой кондиционирования воздуха в салоне и в кабине (они работают частично смешано, но левый пак больше работает на пилотскую кабину, а правый - в основном на салон; поэтому на земле самолёт греют и охлаждают чаще всего правым паком). Сверху - индикаторы положения заслонок смешения горячего и холодного воздуха, между ними - переключатель индикатора температуры в положение "подводящий трубопровод" и "салон"; ниже - индикатор температуры, ещё ниже - два задатчика температуры (сейчас стоят в положении прямого ручного управления заслонками, а бОльшая часть дуги окружности - задание температуры в салоне для её автоматического поддержания).

Панель под ней:

слева:

сверху - выбор нормальных или альтернативных вентиляторов охлаждения авионики (то есть электронного оборудования),

ниже - режим работы аварийной световой сигнализации в салоне,

ещё ниже - тумблеры включения салонных табло "Не курите" и "Пристегните ремни".

правее:

вверху - индикаторные лампы недостаточного давления гидрожидкости в гидросистемах и тумблеры включения их электрических насосов и открытия клапанов к двигательным гидронасосам;

ниже - лампы индикации открытых дверей и люков;

внизу - панель управления голосовым самописцем кабины пилотов (микрофон - слева под сеточкой).

самая правая часть - управление паками системы кондиционирования воздуха (манометр индикации давления в магистралях, тумблер вентилятора рециркуляции воздуха, тумблеры клапанов подачи воздуха в паки и отбора от двигателей и ВСУ (внизу посредине). Индикаторные лампы).

Самая нижняя и самая правая часть потолочной панели:

слева:

сверху - сигналы вызова бортпроводника и наземного персонала;

система обрызгивания лобового стекла водоотталкивающей жидкостью (сейчас деактивирована на всех типах самолётов),

ниже - включение стеклоочистителя второго пилота.

самую нижнюю часть панели уже разъяснили раньше.

посредине - индикаторы давления воздуха в кабине (и салоне) и скорости изменения его, кнопка отключения звуковой сигнализации о слишком низком давлении;

самая правая часть - управление системой поддержания давления воздуха внутри самолёта (в левой части - автоматический режим работы, посредине - запасной, справа - ручное управление клапаном сброса воздуха из кабины; внизу справа - управление режимами работы системы).

И теперь осталась лишь самая малость - всякие мелочи.

В правой нижней части снимка - ручка регулировки расстояния до педалей:

(это - прям под приборной доской соответствующего пилота)

Пилотское кресло (клёпано из настоящей жести настоящими металлическими заклёпками)

Рычаги в самых неожиданных местах, преемственность конструкции с военными транспортниками и, одновременно, с B-777. Думаю, и на B-787 будет такое же клёпаное стальное кресло :)

В левой части, красненькое - кислородная маска второго пилота.

Далее - микрофон громкой связи пассажирам в салон (а можно и другую связь вести).

Аварийный фонарик.

Над ним к форточке тянется кабель электрообогрева стекла форточки.

Сзади пилотов находятся панели автоматов защиты сети (электрической) - АЗС

Огнетушитель.

И, наконец, непосредственно над пилотами:

слева вверху чернеется кусочекъ потолочной панели, ниже - динамик громкоговорящий (может транслировать то же, что и в наушниках),

правее, вверху, - отверстие лампы подсвета верхней части панели АЗС, под ним - лючок с аварийным канатом для спускания из форточки в случае аварийной посадки и блокировки двери в салон или входной,

правее всех - решётка отверстия системы вентиляции.

Забыл козырёк приборной доски... :)

Ну, да там ничего интересного - в основном, панель управления автопилотом. На самом первом фото видно.