"Что мне дали три высших образования"

12.01.2018

Елена Колина, писатель:

У меня три высших образования. Три! Меня часто спрашивают «Что вам дали три высших образования?», и смотрят с вежливым опасением, не очень ли я странная, не кусаюсь ли. Потому что это редко бывает, чтобы три. Два высших образования еще туда-сюда, а вот три…На самом деле у меня четыре, но об этом я никому не говорю.

Мотивация к учебе у взрослого человека может быть разной. Для первого высшего мотивация у всех - чтобы мама и папа не упали в обморок, если их дитя в институт не поступило и станет дворником. Мотивация второго и третьего – посложней, четвертого – совсем интимная мотивация, и я об этом расскажу, ничего не скрою. Но прежде расскажу, зачем я защищала кандидатскую диссертацию.

Есть семьи, где пойти в аспирантуру все равно, как сдать ребенка в детский сад - по возрасту положено, вот и отдают в детский сад. Меня сдали в аспирантуру как в детский сад – институт окончила, по возрасту положено идти в аспирантуру. Аспирантура была, между прочим, по математике, это, если кто забыл, интегралы, пределы, производные, - в общем, непонятные крючки. Папа у меня ученый, математик, а я… Я по другой части была в то время: гулять до рассвета, замуж выйти, ребенка родить - это да, а интегралы - это нет. Но папа статью с непонятными крючками уже написал и моим именем подписал. Папа у Лены силен в математике, папа решает, а Лена сдает - известное дело, так принято в научной среде.

Папа умер внезапно, и кроме того, что это было горе и конец мира, был еще вопрос – а с диссертацией-то что делать? Как ее написать? И что вообще писать? Статья с непонятными крючками есть, а больше ничего нет, ни математического таланта, ума, ни соображения, ни даже малейшего представления, что это за такие крюки, но, кажется, интегралы. Ничего нет, ни математического ума, ни таланта, только гордость есть. Самолюбие. Когда себя стыдишь: вот так сейчас возьмешь и все бросишь?! Ты что, маленькая, сама не можешь диссертацию написать?! Но с другой стороны, интегралы - как с ними быть, если при одном на них взгляде начинаешь плакать. Плачешь от того, какие они чужие – не понимаешь в них ничего, и от того, какие они родные, по папе: почему-то моя любовь к папе слилась с интегралами.

«Можно я брошу интегралы к черту и пойду английский преподавать, ко мне с трех лет англичанка ходила?» Кого я спрашивала? Да всех. Все говорили: «Конечно, брось! Зачем тебе эти интегралы? Интегралы никому не нужны, диссертации никому не нужны». Но на самом деле я спрашивала себя, мы ведь всегда спрашиваем себя. Ну, написала я эту диссертацию, защитила. Про интегралы. Вот такая, например, бывает мотивация к учебе - гордость и любовь.

Диссертация мне не пригодилась – я не математик. Но практическая польза от защиты диссертации есть: после того, как я написала диссертацию про интегралы, я думаю, что я все могу. Разве этого мало? Конечно, я нормальный человек и понимаю, что не все могу, есть вещи мне неподвластные, например, прыжки с шестом. Хотя…
Нормальный человек понимает, что не все может, но если нужно, - прыгнет.

Первое высшее я получила для родителей, второе высшее образование я получила для «места в жизни». Я уже преподавала английский в институте (это было мое «место в жизни»), нужен был диплом. Третье высшее образование было моим лекарством от депрессии: исполнялось 40, и казалось, что цифра «40» так депрессивна, что я весь год буду переживать, что мне 40 лет, о ужас!.. Весь год я была занята как младенец, у которого день расписан по минутам: учила английскому в университете и училась в университете на факультете психологии, И думала, как удачно получилось, что у меня, кроме теоретических знаний, есть жизненный опыт, который поможет мне стать хорошим психологом.

Четвертое высшее образование я получила назло тем, кто говорил: «Не понимаю, зачем тебе четвертое образование, тем более по истории искусств, ты и так все знаешь!» А вот и не все, не все! И что они имели в виду? Что по истории искусств и так все знаю, а вот в теоретических основах электротехники я слаба, вот и шла бы на электротехнику? Конечно, четвертое высшее образование я получила не назло, это я так, для красного словца. Историю искусств я изучала по очень конкретной, очень важной причине, – для счастья.