Простить босса: почему так сложно?

18.01.2018

Верим ли мы человеку, если он извиняется за какой-то проступок? Оказывается, это зависит от его положения во властной иерархии. Мы воспринимаем эмоции, и, в частности, извинения людей с высоким социальным статусом как неискренние. Это относится к тем, кто находится на вершине профессиональной лестницы, а также к представителям бизнеса и политики. Чем выше их положение, тем меньше мы им доверяем: считается, что люди во власти умеют более эффективно контролировать свои эмоции и использовать их в стратегических целях.

В серии экспериментов добровольцы должны были оценить поведение сотрудника фирмы, который занимался подделкой документов. Одной группе участников сказали, что это младший сотрудник, а другой — что это топ-менеджер. Демонстрировались изображения разных эмоций сотрудника (счастье, страх, печаль, гнев). Позже участникам эксперимента предъявили реальный случай: видео с топ-менеджером автомобильной компании, который плакал и извинялся за то, что знал о проблемах в конструкции тормозов у нескольких машин, но не предпринял никаких действий. Третий вариант — представитель (или владелец) фирмы оскорбил клиента, а затем выложил видео с извинениями на YouTube. В последних двух случаях герои видео также были представлены одной группе как обычные сотрудники, а другой — как руководители.

Во всех случаях эмоции топ-менеджеров воспринимались как менее искренние по сравнению с младшим персоналом. Руководителям есть что терять, им гораздо выгоднее использовать чужую эмпатию себе на пользу. Более того, в других экспериментах было показано, что и простить их гораздо сложнее. «У высокого положения есть недостатки. Нам кажется, что руководители хотят достичь каких-то своих целей, поэтому эмоции начальника и обычного работника в одних и тех же ситуациях воспринимаются по-разному», — подводит итог психолог Арик Чешин (Arik Cheshin) из Хайфского университета, один из авторов исследования.