SerguntiuS
10 subscribers

Питер: Императорский путь, 1-я и 2-я ветки (май, ноябрь 2017)

114 full reads

Александровский дворец в Царском Селе всегда был любимой резиденцией Николая II. Именно здесь он проводил бОльшую часть своего времени, именно здесь было настоящее средоточие придворной жизни, и именно здесь императором и двором принимались европейские послы и коллеги-монархи. Практически сразу после вступления Николая II на престол, в 1895 г., было начато строительство собственной императорской железнодорожной ветки от Варшавской железной дороги до деревни Большое Кузьмино. На окраине Большого Кузьмино, в одной версте от Александровского дворца, был построен деревянный царский железнодорожный павильон, и в 1896 году к этому павильону со сторону станции "Александровская" пришли рельсы и первый царский состав...

Современные исследователи "царской ветки" сходятся во мнении, что 1-й и 2-й пути этой железной дороги строились одновременно - в 1895-96 гг., хотя документально это подтверждено только для 1-го пути. Первый путь, длиной 2,6 версты, связал между собой станцию "Александровская" Варшавской железной дороги и Царский павильон в Большом Кузьмино, и был удобен для движения царских составов и поездов с гостями ЕИВ из/в Европу. По первому пути Николай II ездил в Гатчину к матери и в европейские загранкомандировки. Второй путь, длиной 1,4 версты, связывал Царский павильон и пост на 18-й версте всё той же Варшавской железной дороги, и предназначался для поездок из Царского Села в Петербург и наоборот. Некоторые исследователи считают, что второй путь "царской ветки" был построен на 2 года позже первого (и именно поэтому он - второй), в 1898 г., и что эти два года Николай II ездил из Петербурга в Царское и обратно с перецепкой паровоза и сменой направления движения по станции "Александровская". Возможно. Документов, подтверждающих или опровергающих это, вроде бы пока не обнаружено...

Есть у "Императорского пути" и третья ветка, "выделенка", самая длинная и самая интересная, но о ней - в следующий раз.

Идея пройти/проехать на велосипеде вдоль всей тридцатикилометровой трассы "Императорского пути" и сфотографировать то, что осталось от него на местности, ИМХО, вполне нормальна для любого уроженца Царского Села, хотя бы немного интересующегося историей своей "малой родины". Первопроходцем (ну... этаким современным "первопроходцем"...), отснявшим "царскую ветку" еще 10 лет назад, и удостоившимся за это упоминания в "Википедии", принято считать ЖЖ-юзера fedor_ragin. Посты автора про царскосельские мосты со схемами и историческими фотографиями категорически рекомендуются к просмотру!

Были и после него люди, чьи отчёты легко гуглятся яндексом :) а в этом году и я наконец-то реализовал похожую задумку. Лично у меня на всё ушло три несложных и недлинных дня - два в мае (на велосипеде) и один в ноябре (пешкодралом).

Вокзал в Александровской 1860-х гг. постройки. Именно отсюда начинается 1-й путь царской железной дороги.
Вокзал в Александровской 1860-х гг. постройки. Именно отсюда начинается 1-й путь царской железной дороги.
Фундамент часовни у вокзала. Белокаменная Александровская часовня у вокзала была построена в 1868 г. в память о спасении Александра II после покушения на него на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Разобрана в 1949 году во время комсомольского субботника.
Фундамент часовни у вокзала. Белокаменная Александровская часовня у вокзала была построена в 1868 г. в память о спасении Александра II после покушения на него на Всемирной выставке в Париже в 1867 г. Разобрана в 1949 году во время комсомольского субботника.
В 2011 году поверх фундамента воткнули чёрно-жёлтый крест с фоткой Николая II. Плохо понимаю, за что я ему должен быть благодарен, если честно...
В 2011 году поверх фундамента воткнули чёрно-жёлтый крест с фоткой Николая II. Плохо понимаю, за что я ему должен быть благодарен, если честно...
1-й путь. Рельсы имеются почти на всей исторической длине пути, в настоящее время зарастают.
1-й путь. Рельсы имеются почти на всей исторической длине пути, в настоящее время зарастают.
Рельсы идут до "Александровского завода" (металлообработка, металлоконструкции, а раньше - ремонт паровозов, ж/д техники и т.д.), где и заканчиваются, не доходя до Царского павильона.
Рельсы идут до "Александровского завода" (металлообработка, металлоконструкции, а раньше - ремонт паровозов, ж/д техники и т.д.), где и заканчиваются, не доходя до Царского павильона.
Впереди - мостик! Не буду сбивать нумерацию, сложившуюся в публикациях о царскосельских мостах "царской ветки", и назову его мостом №0, хотя географически этот мостик - первый от "Александровской". Под мостом течёт ручей - приток речки Кузьминки.
Впереди - мостик! Не буду сбивать нумерацию, сложившуюся в публикациях о царскосельских мостах "царской ветки", и назову его мостом №0, хотя географически этот мостик - первый от "Александровской". Под мостом течёт ручей - приток речки Кузьминки.
Мост №0 - балочный: стальная балка уложена на двухуровневые опоры, поверх балки нахлобучено железнодорожное хозяйство.
Мост №0 - балочный: стальная балка уложена на двухуровневые опоры, поверх балки нахлобучено железнодорожное хозяйство.
Нижняя часть береговых устоев отделана гранитом, верхняя сложена из пудостского известняка и накрыта сверху гранитным козырьком.
Нижняя часть береговых устоев отделана гранитом, верхняя сложена из пудостского известняка и накрыта сверху гранитным козырьком.
Между мостом №0 и мостом №1.
Между мостом №0 и мостом №1.

(читать дальше в ЖЖ)