Руками трогать обязательно! Мировые шедевры стали доступны для незрячих людей

«Закрой глазки, доченька, так лучше видно будет!» – сказала мама. Пятилетняя Софья Козлова посмотрела на нее не слишком доверчиво, но глаза все же закрыла. И стала ощупывать картину великого Анри Руссо – тщательно, аккуратно… И на лице ребенка проступала целая гамма эмоций – от удивления до восхищения… «Это трава! Дерево! Ой, а это же леопард!» – Софья и впрямь видела. С закрытыми глазами. На особенной выставке тактильных картин «Видеть невидимое», что открылась в залах Приморской картинной галереи на Партизанском проспекте, 12.

Семь картин – шесть копий шедевров из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина: «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Мадонна с младенцем» Лукаса Кранаха Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусства» Жана-Батиста Симеона Шардена, «Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо, «А, ты ревнуешь?» Поля Гогена, «Старый еврей с мальчиком» Пабло Пикассо и одна работа, сделанная специально для Владивостока, – тактильная копия картины Николая Харламова «Русская девушка», оригинал которой находится в Приморской картинной галерее, – можно и нужно тщательно, методично, внимательно трогать руками. Столько, сколько хочется… Ведь по замыслу создателей на эту выставку придут люди, которым кончики пальцев заменили глаза. Незрячие. Люди с ослабленным зрением. Впрочем, зрячим тоже вход не заказан, скорее, наоборот, показан и полезен!

– Мы давно ведем множество программ для слабовидящих людей, людей незрячих, – рассказывает Ольга Морозова, заведующая отделом эстетического воспитания музея имени Пушкина. – А в 2015 году наш директор Марина Лошак побывала в Испании, где увидела тактильные картины, созданные по уникальной технологии, разработанной испанским фотографом Хуаном Торре из города Бильбао, кстати, потерявшим зрение. Эти рельефные макеты показались ей очень интересными, подходящими именно для музейных ценностей. Есть много способов делать тактильные картины, например с помощью силикона, но далеко не все они выглядят эстетично… И мы сталкивались с ситуациями, когда человек с частичной потерей зрения сравнивал оригинал и тактильную копию и сравнение при всем том, что тактильная копия передавала многие текстуры и цвета, было не в ее пользу. А эта технология уникальная, эти рельефные макеты и зрячему кажутся эстетичными и высокохудожественными, и для людей незрячих очень интересны и информативны. 

Благодаря особой технологии многослойной печати тактильные картины можно считывать руками. Для этого фотографии исходных полотен обрабатываются специальным образом, далее к ним подбираются текстуры для передачи особенностей изображения, чтобы одежда персонажа, например, на ощупь воспринималась именно как ткань. Границы предметов четко очерчиваются или обозначаются материалом, нанесенным слоями. В итоге можно ощутить, где заканчивается один элемент картины и начинается другой.

– Выбирать картины для создания рельефных макетов было трудно, вы же понимаете, какие у нас огромные фонды, – продолжает рассказ Ольга Морозова. – Мы старались брать только шедевры и потом отбирать уже из них… Нам хотелось, чтобы были представлены разные жанры – портрет, сюжет, пейзаж, икона, классическая и авангардная живопись… И обязательно разные способы видения художниками мира. К примеру, работы Боттичелли и Кранаха посвящены одной теме, но воплощена на полотнах она по-разному, у них очень разные Богородицы... 

Также нам хотелось показать обязательно шедевры мировой живописи, поскольку в библиотеках для слепых есть немало специально изданных альбомов по русской классической живописи, а вот зарубежные шедевры не так обильно представлены.

Выставка у нас в музее вызвала огромный приток незрячих посетителей! Интересно, что и для посетителей с ментальными нарушениями, особенно в эмоциональной сфере, выставка оказалась очень полезной и интересной. Понимаете, эти люди часто воспринимали живопись просто как пятна краски, а тут, когда они смогли потрогать картины руками, им открылась глубина и перспектива. Мало того, все наши картины снабжены аудиогидами, и начитал к ним тексты (описание каждого шедевра) Евгений Миронов, а описание «Русской девушки» сделал Сергей Белоголовцев. Сочетание аудиоинформации и тактильных ощущений создает удивительно гармоничную картину. Наши незрячие посетители действительно видят то, что перед ними…

– Уверена, что для зрячих посетителей выставка тоже окажется и интересной, и полезной, – говорит сотрудник Приморской картинной галереи Светлана Руснак. – Она дает возможность попробовать научиться различать тончайшие чувства, понять, внутри каких стереотипов мы живем. Например, мы считаем, что незрячие ощущают меньше, чем мы, на самом же деле их чувства и шире, и тоньше… Очень полезно, знаете ли, надеть темные очки, чтобы попытаться увидеть мир, в котором живут незрячие…