ИЗ ЖИЗНИ НЕПРАВИЛЬНОЙ ПЕНСИОНЕРКИ: Про школьное образование...

13.04.2018

С чего вдруг? Понятно, что я ни разу не педагог. Мой опыт - это собственное школьное образование в семидесятых годах прошлого века + образование моих детей в девяностых - нулевых.
Почему пришлось задуматься? Все очень просто - подрастает внук, и очень сильно не хочется снова погружаться в те же самые проблемы школьного образования, которые, как оказалось, за прошедшие годы никуда не исчезли.
Помечтаю немного.
Хотелось бы, чтобы школа давала не только базовые знания в основных дисциплинах, но и готовила к реалиям современной жизни. Перечислю основные темы:
- физиология и здоровье самого человека - школьник должен понимать принципы питания, расчета калорий, знать правила оказания первой медицинской помощи, представлять основные болезни, с чем они связаны (это я про пиво для мальчиков, сигареты, наркотики, беременность, болезни стариков, отличие вирусных заболеваний от простудных и пр.);
- физические и химические процессы в быту - все на реальных примерах использования бытовой химии, приготовления пищи (хорошо бы с посещением производственных предприятий, чтобы дети понимали, как выглядит производство основных продуктов питания - нас, к примеру, водили на хлебозавод, молочный завод - достаточно поучительные экскурсии), школьники должны понимать работу бытовой техники, велосипеда, автомобиля, знать основные свойства материалов (элементарные правила, что в какой таре должно храниться);
- основные законы государства;
- основные права и обязанности гражданина;
- выборы, их структура и цели, участие в политической полемике и правила ее ведения;
- налоги и льготы;
- банки и взаимоотношение с ними (четко расписывать принципы работы кредитной системы, многие взрослые понятия не имеют, как рассчитываются процентные ставки и сколько они реально платят за кредит);
- работа административных учреждений, их классификация и основные функции;
- работа социальных служб, их классификация и основные функции;
- чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия (с четкими правилами действия в случае их возникновения);
- средние специализированные и высшие учебные заведения, их структура, правила приема, результаты обучения (с посещением и с приглашением их специалистов и студентов);
- основные промышленные предприятия города (опять же с посещением оных или с приглашением их специалистов);
- работа транспорта, разработки маршрутов как в рамках города, так и страны/мира;
- работа строительных предприятий (все этапы от работы архитекторов до финишной отделки), желательно, чтобы школьники представляли как сделать переустройство и ремонт собственной квартиры/дома;
- средства массовой информации, интернет, основные системы обработки данных, принципы работы компьютерных устройств любого уровня, включая робототехнику;
- статистика, основные правила сбора и расчета данных, влияние статистики на жизнь обычных людей;
- экология, переработка мусора, очистные сооружения и пр., пр., пр.
Я могу долго перечислять то, что любой нормальный школьник должен представлять по окончанию школы, кроме базовых знаний в основных науках.
Кстати про эти самые "науки", хотелось бы, чтобы школьники понимали как работает Академия наук сегодня и чем заняты современные ученые. Какие открытия делаются каждый год, их значимость, как они влияют на нашу жизнь.
Вы скажете, что все то, что я перечислила, касается только старшеклассников. Отнюдь. Любой вопрос можно разбить для разных уровней восприятия. Я до сих пор помню, как в 4м классе нас водили на метеорологическую станцию, а потом на уроке природоведения мы долго говорили о погоде, как ее отслеживают, прогнозируют, для чего это вообще нужно. Нам было реально интересно.
Я считаю, что все перечисленные мною темы должны быть в школьной программе и входить в уже существующие предметы с максимальным приближением в существующим реалиям. Домашние задания тоже должны быть с конкретными наработками из жизни.
Форма коллектива предпочтительней мобильная. Вспомните потоковые лекции в ВУЗах, когда на некоторые предметы собирались несколько групп, а на лабораторные, наоборот, приходили лишь части групп - по количеству обеспеченных мест.
Один предмет может преподаваться как в лекционном формате с большим количеством слушателей, так и в самостоятельных практических занятиях маленькими группами.
Грубо говоря, 5 - это поток учеников всех 5х классов, 5а, 5б, 5в - традиционные классы, 5а1, 5а2, 5а3 - более мелкие группы класса.
Конечно, в таком формате сложнее вести расписание, но использование интернет-расписания и специальных программ, я думаю, помогут.
Что еще? Понятно одного классного руководителя в таком случае мало, желательно, чтобы у каждой маленькой группы был личный куратор. Чтобы он отвечал за коммуникации, личное развитие каждого ребенка, его успеваемость, его социальные проблемы, навыки, умение работать в команде.
Что для этого предпринять?
Посмотрите, сколько у нас вполне активных пенсионеров, которые, набрав опыт в реальном бизнесе, готовы прийти в школу для воспитания подрастающего поколения.
Понятно, что это должны быть не уставшие от жизни тухлые "тетки" и "мужики", которые понятия не имеют , что такое современные дети, которые давно забыли, что такое собственное развитие и которые совершенно никому неинтересны.
Естественно, одного желания и образования недостаточно, нужно пройти курсы, оценить уровень компетентности, обучаемости, компьютерной грамотности, коммуникабельности, правильности речи и пр.
Но, думаю, если наше государство заинтересовано в развитии образования и воспитания будущих граждан этой страны, пора разрабатывать институт школьных кураторов, встраивать его в существующую систему образования.
Приведу пример из собственных школьных лет: на экскурсии, про которые я упоминала выше, нас практически всегда водили бабушки, да-да, не смейтесь, активные бабушки учеников нашего класса. А еще над нашим классом в старшей школе шевствовал печной пролет мартеновского цеха - это у них такое общественное задание было у комсомольской ячейки.
Не знаю, наверное, я смогла бы, выйдя на пенсию в 55 лет, после курсов переподготовки потратить 10 лет своей жизни на работу куратором. Так, чтобы успеть вырастить группу детей с первого класса и до выпуска.
Думаю, что многие достойные мужчины могли бы занять место кураторов. Это не только продлит им активную и интересную жизнь, это позволит правильно воспитывать мальчишек в наше время тотального преобладания матерей-одиночек.
Кого еще можно видеть в роли кураторов? Помните вожатых советских времен? Правда, я не уверена, что молодые люди позволят выделить 10 лет своей жизни на подобную работу, но это могут быть молодые преподаватели, которые получат бесценный опыт неформального общения с детьми и повысят собственной развитие. Вспоминаю классную руководительницу в 5м классе у старшей дочери, она только закончила институт, энергии и идей было хоть отбавляй, а вот опыта настоящего педагога и возможности удержать весь класс еще не было.
Понятно, что это просто мечты обычного обывателя. Понятно, что я попытаюсь их частично реализовать с собственными внуками. К сожалению, так получилось, что мне и мужу повезло с бабушками, а вот нашим девочкам - нет. Бабушки были заняты работой, садами/огородами и прочими совсем неинтересными детям вещами. Поэтому я полностью осознаю собственные функции в воспитании ребенка. Упасибоже, я не имею в виду сюсюканье и безграничную бабушкину любовь, идущую в разрез с требованиями и целями родителей, я о реальной и правильной помощи, закреплении основных навыков и наполнении информацией.

На старой фотографии мне год и я очень хочу в школу...
На старой фотографии мне год и я очень хочу в школу...

Если Вам интересно то, что делаю и пишу, подписывайтесь 

Facebook Twitter Вконтакте  Instagram

С наилучшими пожеланиями, Людмила Дроздова