Пираты, они и в Азии пираты!

Ловите ветер всеми парусами!
К чему гадать! Любой корабль - враг.
Удача - миф, но эту веру сами
Мы создали, поднявши чёрный флаг.
(В.Высоцкий)

Многое история может поведать о пиратах: отчаянные капитаны и горячие головы, золотые сундуки, ром и портовые приключения. Каррамба! А ведь эти бывалые моряки жили не только для себя. Еще в Средние века пиратство брали под контроль, направляли и руководили. Акулы, бороздившие моря под флагом Веселого Роджера, охраняли колониальные владения метрополий, грабили корабли конкурирующих держав, а часть золота нет-нет, да и оседала в казне какой-нибудь монархии. Пиратство было свободой и разгульем для одних, и политической игрой террора и подкупа для других. И было бы неправильно считать, что пиратство жило только на страницах европейской истории.

Первые упоминания о пиратах в Японском море относятся к Х веку нашей эры. В своей массе это были обедневшие крестьяне, не от хорошей жизни подавшиеся в морские разбойники: налоги в средневековой Японии собирали рисом и доставляли в столицу, в том числе и по морю, что и использовали пираты. Изначально суда захватывали в большей степени для того, чтобы прокормить себя и обменять рис на что-нибудь нужное. Но так было только изначально. Вот несколько особенностей, которыми в истории запомнились японские пираты.

Пиратская база Мураками
Пиратская база Мураками

Пиратство как религия

Покровительством буддийских монастырей и синтоистских святилищ – вот чем могли похвастаться японские пираты (или «вако» на местном наречье). Многие служители религии были или не в восторге от власти феодала, или хотели оживить торговлю на храмовых землях, поэтому так или иначе патронировали разгульному народу. Также в этих отношениях присутствовала и интересная схема поощрения – банда вако, освобождалась от налогов при продаже морепродуктов на территориях монастыря, а также имело право беспрепятственного прохода в порт, если таковой находился во владениях монахов.

Пиратство как средство дипломатии

Средневековый Китая – образец великой империи и великого самомнения. Во времена разгула пиратов в Поднебесной существовал запрет на торговлю с соседними государствами. В то время как Япония была ближайшим адептом китайской культуры и производства. А как принимать что-то новое, если сосед упрямо не хочет делиться? – Посредством пиратства. В этой роли вако сыграли не только роль посредников в поставке китайских товаров на рынки Японии и ко двору императора, но и послужили катализатором развития японо-китайских отношений. В XIV веке на основе японской борьбы с пиратством были достигнуты договоренности и по торговле между Китаем и Японией.

Высадка вако на побережье Кореи
Высадка вако на побережье Кореи

Пиратство как вынужденная мера

Были в истории японских пиратов и великие битвы, и репрессии со стороны японского сегуната, и поражения от флота Поднебесной. Все это не остановило морскую братию. Но если не это, то что? Отмена запрета на выезд из Китая и разрешение морской торговли. Как только вековые ограничения сняли основная функция пиратов уже XVI века пропала. Контрабандисты больше не требовались, товар можно было спокойно доставить на хорошо укомплектованных торговых судах. Бывшие вако стали морскими торговцами, или как любят говорить в истории России 1990-х годов – легализовали финансы.

Так и получается, что японские пираты за шесть столетий своей истории сначала искали средства к выживанию через контрабанду, сотрудничество с монастырями или другие пути; потом трудились на благо отчизны, в меру своих возможностей пытаясь разговорить недружелюбного соседа, а затем и вовсе стали посредниками в этих нелегких тысячелетних отношениях. Нет худа без добра, не иначе как.