Как добиться от ребёнка адекватных реакций

И искалечить ему психику, запретив жить.

Недавно от одной родительницы я получила любопытный комментарий: будто бы ребёнок должен давать «адекватные» реакции, а если он «адекватные» реакции не даёт, то это плохо. К примеру, если он заигрался в прятки и не реагирует на окружающих, нужно срочно прекращать игру. Или если агрессивно реагирует на просьбу оторвaться от компьютерной игры, то необходимо наложить запрет на гаджеты, чтобы не злился.

Сейчас не буду об играх, это отдельная большая тема. Скажу только, что игры здесь совершенно ни при чем.

Я знаю, что многие родители действительно всерьёз ждут от своих детей «адекватных» реакций. С опытом я поняла, что «адекватные» на языке родителей означают «удобные».

Это страшно.

Много работая со взрослыми, я регулярно слышу истории из детства, в которых родители запрещали злиться, кричать, наказывали за капризы, угрожали и манипулировали. Нередко добивались своего и через физическое насилие: били, а кого-то и жестоко били. Всё ради того, чтобы сделать ребёнка удобным и во что бы то ни стало научить его жить «правильно», не спрашивая, нужно ли ему это.

Что стало с этими взрослыми? Если обобщить, то я назвала бы это запретом на жизнь. Когда ничего нельзя: быть собой нельзя, показывать эмоции нельзя, идти к своим мечтам нельзя, высказывать своё мнение нельзя, отличаться от других нельзя, жить как хочется тоже нельзя…

В основном, люди привыкают к такому существованию и перманентно бегают от эмоций и от себя самих. Думая, что это нормально.

Я уверена, что каждый из нас в той или иной мере носит подобные запрещающие послания в себе. Но не каждый готов это признать. Признать то, что был больно ранен, ведь придётся вновь встречаться с этой болью. А на это нужно мужество.

Мужество жить.

Ведь гораздо проще сказать: «Всё уже было, чего прошлое ворошить». И отвернуться от себя снова.

Поэтому я бесконечно восхищаюсь людьми, которые готовы узнавать себя настоящих, обращаясь к психологу.

А возвращаясь к «адекватности» реакций ребёнка… Ребенок на самом деле всегда адекватно реагирует на действительность. Когда ему плохо — плачет или кричит. Когда ему хорошо — улыбается и смеётся. Конечно, ребёнок не всегда знает, что именно с ним происходит, когда его охватывает какая-либо эмоция. И здесь уже требуется помощь родителей в том, чтобы помочь ребёнку научиться слышать и понимать себя, а ещё выражать то, что внутри.

Это не значит, что детям не нужны запреты. Нужны. Но о том, какие именно и как их устанавливать, расскажу как-нибудь потом.