ОБЪЯСНЯЮ
58 subscribers

Почему "мазня" Марка Ротко — это искусство?

2,4k full reads
3,3k story viewsUnique page visitors
2,4k read the story to the endThat's 72% of the total page views
4 minutes — average reading time

"Искусство — это приключение в неизведанном мире, которое может предпринять лишь тот, кто готов рисковать". Роткович Маркус Яковлевич (1903-1970)

Как вы помните, наша с вами задача — научиться разбираться в направлениях искусства и знать их ярких представителей. Так вот сегодня мы познаем абстрактный экспрессионизм и его ведущего представителя.

В этот раз раннюю биографию стоит упустить, там ничего интересного нет, в общем-то. Отец — еврей, мать — еврейка, три сына — евреи, включая Марка, дочь сами догадаетесь кто. Вся семья постепенно эммигрировала в США в начале 20го века.

Если вы куда-то спешите, то вот вам краткий пересказ.

Почему "мазня" Марка Ротко — это искусство?
Почему "мазня" Марка Ротко — это искусство?

Переезд в другую страну довольно таки сложный этап в жизни любого человека. Кто-то в этот момент ломается, а кто-то старается. Ротко, например, цитаты читал и знал, что "нормально делай — нормально будет" или "если сильно захотеть — можно в космос полететь". В универе Марк учился очень хорошо и буквально извергал из себя новые идеи. Художником же он стал себя позиционировать уже в сознательном (хех) возрасте — в 20 лет. Затем поступил в школу дизайна в Нью-Йорке, где преподом был один из основателей абстрактного сюрреализма — Аршиль Горки. Там ещё один чел был, но неважно как его зовут. Важно то, что эти люди напрямую повлияли на Марка Ротко (тогда еще Маркуса Ротковича, псевдоним он взял в 1940-м году) и вдохновили его на создание первых работ. Спустя 10 лет состоялась первая выставка художника. Это к тому, что "терпение и труд всё перетрут".

маркус роткович. "три обнаженные", 1933
маркус роткович. "три обнаженные", 1933

Не, ну видно, что старался человек. Десять лет прошли не даром. Критики хвалили молодого Маркуса, но ему было на это плевать. Это не то, что он хотел видеть со своим именем в правом нижнем углу. "Нужно придумать что-то своё", — говорил Роткович. Возможно, говорил, я не знаю, но скорее всего говорил. Если хотите фактов, то пожалуйста! Автор ассоциировал успешного художника с певцом, голос которого узнают из миллионов других. Ну а что, логика в этом есть. Сами посудите, сложно по этой "мазне" определить какого-то человека. Кстати, мазнёй и чепухой до сих пор называют картины Ротко хейтеры.

угадайте кто
угадайте кто

До собственного стиля Марку было ещё далеко, он так и не понимал, какую отличительную черту себе присвоить. Единственное, что он знал, так это то, что экспрессионизм рулит.

Можете взглянуть на эксперименты Ротко (уже Ротко) в период перевыкупа.

марк ротко, без названия, 1946
марк ротко, без названия, 1946
марк ротко, "иерархические птицы",  1944
марк ротко, "иерархические птицы", 1944

В момент написания картин Ротко руководствовался простым принципом: его работы должны оценивать не зрительно, а эмоционально. Т.е. искать какие-то сложные элементы было бесполезно, нужно это чувствовать, вспоминать о своих переживаниях.

марк ротко, "многообразие", 1948
марк ротко, "многообразие", 1948

Ну вот, почти получилось. Уже что-то не похожее на остальных. Вроде не Малевич, но еще не Ротко. Блин!

Хорошо, что долго ждать не пришлось: спустя каких-то пару лет художник всё-таки заявил о себе, как о новаторе.

«Трагический опыт катарсиса есть единственный источник любого искусства. Мои картины — это непредсказуемое путешествие в неизвестный мир. Скорее всего, зритель предпочел бы в него не отправляться», — писал он.

Создаются картины, изменившие мир искусства. На свет появляются полотна, в которых Ротко узнает даже школьник. Большой размер, глубокие цвета. Глубина объясняется тем, что Марк порой накладывал до двадцати слоёв один поверх другого. Иногда даже практически не отличающихся друг от друга. Наверное, именно этот эффект помогает ценителям не отрывать взгляд от толщи масляных красок на двухметровых полотнах. Марк Ротко был против рамок на своих работах и выставлял их в музеях без них. Мало того, он даже бортики закрашивал. Мол, картина должна растворяться в пространстве. В общем, смотрим.

марк ротко, "желтый над фиолетовым", 1956
марк ротко, "желтый над фиолетовым", 1956
марк ротко, без названия, 1949
марк ротко, без названия, 1949
марк ротко, ржавый и голубой (№61), 1953
марк ротко, ржавый и голубой (№61), 1953
марк ротко, без названия, 1958
марк ротко, без названия, 1958

Не стоит скрывать того, что после серии картин цветового тона Марк хайпанул немножечко (извините). Появились требования к музеям и выставочным центрам. Ротко говорил, что во 1) первых, выставляется только серия картин, никаких одиночных; во вторых, их нельзя вешать в зале с работами других художников; в третьих 3) должен быть приглушенный свет и, желательно, лавочки. Это ни в коем случае не наглость. Дело в том, что главная задача Марка — подарить эмоции. Люди, порой втыкали на его полотна часами, параллельно испытывая холод, тоску, горечь или вдохновение. Следует заметить, что негативных эмоций было больше. Для того, чтобы понять всю глубину — советую всмотреться в какую-нибудь из картин в течение нескольких минут. Может, созреете на share. Ну да ладно.

1964-1968 года. Пик карьеры Марка Ротко. Именно в этот период появился его цикл из 14 картин для капеллы экуменической церкви в Хьюстоне. За эти 4 года Ротко пересрался с тремя архитекторами, которые не хотели, видете ли, строить восьмиугольную крышу. Больные. Но, в конце-концов, всё благополучно построилось и Марк получил идеальное освещение для своих картин. Смотрим.

капелла ротко, хьюстон, 1964-1968
капелла ротко, хьюстон, 1964-1968
"Зрители, которые проливают слезы у моих картин, переживают те же религиозные переживания, что испытывал и я, создавая их," — писал Ротко в 1965 году.

Марк Яковлевич таки любил поскандалить. Вот, к примеру, случай был один, как сейчас помню. 1961 год. Инаугурация Кеннеди. В список приглашенных знаменитостей попал и Марк Ротко. Это была огромная честь для него. Но! Сестра Кеннеди (спойлер — не разбирающаяся в искусстве дура) взяла да и попросила взять одну из картин Ротко домой, ПРИКИНУТЬ как она подойдёт к их интерьеру. Этого было достаточно для того, чтобы Марк раз и навсегда оборвал любые контакты с семейством Кеннеди. Осознание того, что его живопись ценится поклонниками преимущественно с точки зрения декоративной функции, было чрезвычайно болезненным. Ротко начинает в прямом смысле сгущать краски. Картины становятся всё темнее, как вы уже могли заметить по черным полотнам выше. Но ненадолго. Марк успокаивается и продолжает писать ещё более осмысленные картины. И уже не такие тёмные. Наблюдаем.

марк ротко, "красный, оранжевый", 1968
марк ротко, "красный, оранжевый", 1968
марк ротко, без названия, 1969
марк ротко, без названия, 1969

Ну что, думаю, распознать среди кучи картин разных авторов Ротко вы всё-таки сможете. И сказать, что это ЭКСпрессионизм тоже. Горжусь вами заранее! :*

Ещё стоит добавить, что продавались (и продаются) картины Ротко за сумашедшие деньги. Суммы не опускаются ниже десяти миллионов долларов. Ну а что? Заслужил.

///////////////////////////////////////////

В 1968 году у Марка Ротко обнаружили артериальную аневризму. Врач расписал художнику диету, курс лечения и поставил табу на курение и алкоголь, на которые Марк благополучно положил член. Спустя год Ротко развелся со своей женой, которая не могла выносить выходки вечно бухого художника. А ещё через год 67-летний Марк Ротко совершил самоубийство в своей мастерской. Его ассистент Оливер Стейндекер обнаружил художника мертвым на полу собственной кухни со вскрытыми венами.

Почему "мазня" Марка Ротко — это искусство?
Почему "мазня" Марка Ротко — это искусство?