Foton Sauvana. Тойотозаменитель?

10.12.2017

Выбор настоящих рамных внедорожников в России сокращается с каждым годом, причем между обновленным УАЗ Патриот и «японцами» - Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport зияет такая ценовая и качественная дыра, которую просто необходимо заткнуть. Сможет ли справиться с этой трудной задачей китайский Foton Sauvana?

Благосостояние – штука относительная, тридцати лет не прошло со счастливого момента падения СССР, а вместе с ним и «железного занавеса», а мы уже не считаем списанного из колхоза полуживого «козлика» в личном пользовании пределом внедорожных мечтаний. Более того, в массовом сознании отечественных любителей полного привода прочно укоренилась мысль о том, что автомобиль нужно покупать новым, с гарантией, и желательно зарубежного производства.

Роль такой, относительно доступной «иномарки» среди классических рамных внедорожников еще совсем недавно и с большим успехом играл Great Wall Hover H3/H5 – качество на порядок выше УАЗ Патриот и цена заметно ниже Toyota Land Cruiser Prado сделали этого «китайца» кумиром всей российской провинции. К сожалению, «Великая Стена» не устояла перед разрушительным натиском очередной кризисной волны, смывшей с российского рынка не один автомобильный бренд. Сильнейшие, конечно выжили, но даже «японцев» из Mitsubishi, не вовремя затеявших смену поколения Pajero Sport, ощутимо потрепало. Однако, все плохое либо когда-нибудь кончается, либо входит в привычку.

Прочно встав ногами на очередное «дно», автолюбители немного успокоились, начали несмело оглядываться в поисках больших, но доступных внедорожников и обнаружили, что ничего кроме УАЗ Патриот за миллион рублей в более-менее приличной комплектации на горизонте не видать, а миллиона, при всем уважении к отечеству, Патриот не стоит. Toyota Land Cruiser Prado, стартующий с двух миллионов двухсот тысяч рублей и Mitsubishi Pajero Sport, начинающий свой разбег с этой же суммы, перешли в область несбыточных мечтаний, а новичок Foton Sauvana по цене от 1 454 990 руб. за базовую версию до 1 704 990 руб в «топе» выглядит относительно реальным предложением, которое стоит рассмотреть в подробностях.

Статью вышел.
Внешность Foton Sauvana солидна и похвально сдержанна — блестяшек меньше, чем в «японцах», нет ненужных излишеств, вроде стекающих к бамперу задних фонарей или вычурных фар, снизу везде прочный некрашеный пластик. Sauvana (4830 мм) намного длиннее ушедшего Great Wall Hover H3/H5 (4645 мм), с запасом опережает Патриот (4750 мм), превосходит Pajero Sport (4785 мм) и Land Cruiser Prado (4780 мм). «Китаец» шире своих соперников, а по колесной базе уступает только Pajero Sport, но всего на 10 мм, зато клиренс у него самый большой – 220 мм.

Таким огромным и высоким Foton Sauvana вышел не случайно, ведь сделан он на базе внушительного пикапа Foton Tunland по тому же рецепту, что Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Fortuner, который начали продавать у нас этой осенью. Рецепт простейший: берется рама пикапа, в задней подвеске рессоры меняются на пружины, все это накрывается полноценным кузовом, салон отделывается чуть богаче и готов новый внедорожник. Кстати, не такой уж и новый, в Китае его продают с 2014 года, причем Sauvana имеет к выше упомянутому Toyota Fortuner самое непосредственное отношение – рама и подвеска у них практически одинаковые.

Чудны дела твои…
На первый взгляд Foton Sauvana выполнен по классической схеме: рама, неразрезной задний мост на пружинах, передняя независимая подвеска на двойных поперечных рычагах, понижающий редуктор в трансмиссии. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что от внедорожной классики Foton Sauvana ушел не в самом правильном направлении. Вместо традиционного полного привода типа Part Time, которым до сих пор не брезгует сама Toyota, передняя ось «Саваны» подключается через многодисковую муфту Borg Warner. Так китайцы решили убить сразу двух зайцев – сэкономить на полноценном межосевом дифференциале и похвастать перед покупателем возможностью использовать режим 4х4 на асфальте.

Под капотом до сих пор лишь созданный на основе фольксвагеновского TSI двухлитровый бензиновый турбомотор, мощностью 201 либо 217 л.с. в зависимости от степени форсировки. В сентябре обещали тот же, что у «Тунланда» турбодизель Cummins 2.8 мощностью 163 л.с. – ждем, как говорится, не дождемся, "воз" и ныне там, а начинать продажи настоящего внедорожника с бензинового, да еще турбированного мотора весьма рискованно. С коробками дело намного лучше – на выбор предлагают пятиступенчатую механическую КПП Aisin 038U, либо шестиступенчатый «автомат» ZF 6HP21. В заднем мосту Dana 44 вместо жесткого блока, к сожалению, стоит самоблок с довольно низкой степенью блокировки.

Не УАЗ.
Уверен, что посидев за рулем Foton Sauvana, многие потенциальные покупатели «Патриота» глубоко задумаются — не затянуть ли поясок потуже, чтобы подкопить на «Савану», ведь салон «китайца» мало того что больше, он несравнимо интереснее на вид и качественнее собран. Да, здесь тоже твердый пластик, но не такой убогий, как в Патриоте, а фенольных запахов, характерных для ранних китайских автомобилей, нет и в помине.

Кроме потолочных рукояток, на передних и средних стойках имеются дополнительные ручки – есть за что схватиться на плохой дороге. Руль без подогрева, регулируется только по высоте, но профиль кресла удачный, площадка для отдыха левой ноги глубоко, ногу можно вытянуть, так что даже рослому водителю сидеть удобно. На выбор предлагаются шесть комплектаций, причем Luxury – суть та же начальная Вasic, только с «автоматом». «База» отнюдь не «голая»: все стеклоподъемники и боковые зеркала с электроприводом, на центральной консоли разъемы USB и AUX, две розетки на 12 Вольт, кнопки управления магнитолой на руле, есть кондиционер, простая стереосистема.

Блок управления кондиционера даже имеет свой монитор, правда разобраться в премудростях регулировки обдува и настроить температуру с первого раза оказалось нелегко. Пока я понял, куда крутить «бесконечные» шайбы и обнаружил едва заметные подсказки, стекла успели основательно запотеть. А от простейшей магнитолы вянут уши, настолько низкого качества звука я не припомню даже у других «китайцев», к тому же радио с трудом ловит станции уже на окраинах столицы, в области уверенного приема и вовсе не дождешься. Зуммер, сигнализирующий о превышении 120 км/ч, приходилось отключать при каждом обгоне на автомагистрали – как «вырубить» его совсем, я не разобрался.

Но это все издержки «бюджетной» версии, уже в следующей комплектации есть круиз и климат-контроль, датчик дождя, нормальная медиасистема с семидюймовым интерактивным экраном. Салон очень просторный, «сам за собой» я сел с огромным запасом, нижняя подушка заднего дивана плоская, центральный тоннель сзади не высок – трое взрослых пассажиров усядутся спокойно. Багажник огромный, в колесных арках есть подстаканники, справа блок управления и дефлекторы обдува отдельного отопителя, ведь большинство версий Foton Sauvana — семиместные, с третьим рядом сидений.

Непробиваемый.
В комплекте с «механикой» бензиновый двигатель Foton Sauvana имеет мощность в 201 лошадиную силу, с автоматической КПП идет тот же мотор, форсированный до 217 л.с. – «Патриоту» с его нищенскими 135 л.с. за «Саваной» в любом случае не угнаться. Даже у Toyota Land Cruiser Prado мощнее только четырехлитровый бензиновый атмосферник, а с трехлитровым бензиновым 209 – сильным Mitsubishi Pajero Sport можно сказать — паритет. Динамика разгона впечатляет, до «сотни» Sauvana с АКПП добирается за 10.5 секунд. Еще свежа в памяти «турбояма», вернее «турбопропасть», которой отличался Great Wall Hover H3 с двухлитровым бензиновым лицензионным мотором 4G63 от Mitsubishi. Пока не начинала работать его турбина, он жутко «тупил», а потом прыгал вперед бешеным ослом, изрядно пугая водителя и окружающих. Так вот, «Савана» совсем другая, в нижнем диапазоне оборотов провала почти нет, а с 1800 – 1900 об/мин просто чувствуется уверенный, плавный и прогнозируемый подхват.

Автоматическая коробка тоже ведет себя корректно – немного задумывается на старте, только и всего. Переключения шестиступенчатого «автомата» заметны, но обходятся без грубых толчков, в спортивном режиме он почти совсем перестает лениться, а на ручное управление переходить бесполезно – все равно электроника сама переключает передачи наверх, не доводя стрелку тахометра до красной зоны. Тормоза дисковые на всех колесах, замедление уверенное, но ход педали тормоза великоват, для резкой остановки ее приходится прожимать больше обычного.

Руль оснащен честным гидроусилителем, и хотя в нулевом положении заметна пустота, в поворотах обратная связь удовлетворительная. Крены на удивление умеренные, на серийных неровностях нет сильной раскачки, небольшие претензии к курсовой устойчивости появляются лишь в глубокой асфальтовой колее и уж во всяком случае не приходится, как в УАЗе, постоянно подруливать. Но главное – абсолютно непробиваемая подвеска, лежачие полицейские, трещины в асфальте, ухабистый грейдер – «Саване» все по боку. Замкнуть пружины до отбойников почти невозможно, при этом Foton не такой жесткий, как, например, Pajero Sport прошлого поколения, комфортная скорость на грунтовке переваливает за 100 км/ч. За систему динамической стабилизации не надо доплачивать, она есть в базовой версии и действительно работает (правда позже выяснилось, что от автомобиля к автомобилю характер ее работы может отличаться), так что Foton Sauvana готов к любым дорогам, и не важно, что под колесами – разбитый асфальт или щебенка с ямами.

Осторожное бездорожье.
Чем чаще встречаешься с азиатскими полноприводниками, тем больше утверждаешься во мнении, что кроме японцев на Дальнем Востоке в оффроуде никто по-настоящему не разбирается. Чем, спрашивается, не угодил подключаемый полный привод «Тунланда»? Почему бы не предложить такой вариант и для Sauvana, ведь это было бы дешевле, муфту ставить не надо, а спрос на него в России был бы гарантированно высоким, но альтернативы кроссоверному «полному приводу по требованию», у Sauvana к сожалению нет.

В трансмиссии три режима, переключающихся с помощью сервоприводов. В положении 2Н муфта полностью разомкнута, ведущей остается только задняя ось. В положении AUTO электроника реагирует на пробуксовку задних колес, частично замыкая муфту и перекидывая тягу на переднюю ось, так же как у большинства кроссоверов. При резком разгоне, например, если рвануть с места в карьер, минимум 20% тяги так же уйдет на передок. В положении 4L в работу включается понижающий редуктор, а тяга идет мимо муфты по обходному валу, крутящий момент распределяется между осями жестко пополам, то есть на пониженной передаче Foton Sauvana все равно становится обычным внедорожником с системой полного привода Part Time, как у того же Toyota Fortuner.

Соответственно, включать понижайку надо как положено – на стоящем автомобиле, через нейтраль. Вроде все хорошо, но к автоматическому режиму есть вопрос. Стоя на мокрой траве, плавно нажимаю газ, задние колеса слегка пробуксовывают и только после этого с легким ударом включается передняя ось. Может быть это недостаток конкретной машины, ведь мне достался один из первых «Фотонов» в тестовой партии. К тому же, раз подключившись на скользкой поверхности, передняя ось работала на грунте без задержек. Но в любом случае муфта не так надежна, как классический Part Time или Full Time – момент она держит только до установленного предела, ее можно перегреть, и хоть на практике у меня этого не получилось, где гарантия, что вы не окажетесь в "засаде" до того, как переключитесь на пониженную. Поэтому, съезжая с асфальта, лучше сразу переходить на понижайку.

К тому же залезть в серьезные «пампасы» на Sauvana так и подмывает, ведь у «китайца» многое для этого есть. Отличный клиренс в 220 мм, штатная металлическая защита двигателя, очень хорошая геометрическая проходимость – угол въезда 28, угол съезда 25 градусов. Крутящий момент в 320 Н.м. доступен в диапазоне от 1750 до 4500 об/мин., противобуксовочная система, помощь при спуске и подъеме на холм в базовой версии, в базе идет и самоблок задней оси.

Заявленная официально глубина преодолеваемого брода – целых 800 мм, но тут есть нюансы, и очень серьезные. Я целую неделю ездил на Foton Sauvana еще в июне, задолго до начала официальных журналистских тестов, они стартовали лишь в августе. Машина была предсерийная, то есть без адаптации к РФ. Перед знакомым бродом глубиной ниже порогов "Саваны" я на всякий случай открыл капот и, обнаружив "тойотовский" короб воздушного фильтра с патрубком, уходящим в правое крыло в самой высокой точке, спокойно поехал через речку, но на полпути… заглох!

Сердце екнуло, почуяв гидроудар. К счастью обошлось без него, но, разобрав корпус воздушного фильтра, я обнаружил, что буквально "чудом ушел". Фильтрующий элемент практически "всосало" в патрубок, еле удалось его расправить. Воды зам ним не было, завел мотор и так со снятым фильтром выехал на сушу. Не удержусь, процитирую Лаврова, дебилы, &лять! Кто в Китае додумался вывести патрубок воздухозаборника в самый низ переднего бампера?! Какие 800 миллиметров в брод?! Под бампером и полуметра нет! Еще раз повторю, у меня была предсерийная "Савана" и не факт, что этот "косяк" пошел у нас в серию, но прошу вас, послушайте моего совета: купив Foton Sauvana (или пикап Foton Tunland) не поленитесь на всякий случай снять подкрылок, посмотреть, куда доходит входной патрубок воздушного фильтра и, если надо, его укоротить.

А еще обязательно очень хорошо, прям болтами с гайками сквозь бампер, закрепите передний номерной знак. Он расположен таким образом, что в броде его смывает почти всегда, зачастую вместе с рамкой. Еще в июне я заподозрил неладное, а в августе на следующем тесте у нас на двух машинах за пять минут смыло передний номер в одной и той же луже, при этом ехали все очень тихо, волну почти не гнали.

Ну вот, кто предупрежден, тот вооружен, в остальном Foton Sauvana показал себя молодцом и настоящим внедорожником. Во время июньских заездов я попал в хорошую переделку — пришлось выбираться на асфальт по тракторной колее под проливным дождем. Я побаивался — до подмоги километров пятнадцать пешком, телефон в тех местах не ловит. Но, несмотря на асфальтовую резину, "Фотон" на удивление легко справился с задачей – на днище ни разу не подсел, тяги на «понижайке» хватило с запасом, противобуксовочная система срабатывала вовремя и корректно, самоблок тоже не ленился.

Утешительные выводы.
Признаюсь, Foton Sauvana мне понравился: аккуратный и очень просторный салон, бодрый, экономичный двигатель (средний расход за неделю теста составил всего 13.8 литров на 100 км), приличный «автомат» с экологичным, спортивным и зимним режимом, нормальная управляемость, довольно мягкая, но непробиваемая подвеска. ESP и помощь на спуске/подъеме есть в базовой версии, геометрическая проходимость отличная, цена не маленькая, но терпимая. Как говорится – «я бы взял», но только как "гражданский" внедорожник.

Частично кроссоверный тип полного привода, а главное, имеющийся двигатель, не позволят сделать из «Саваны» серьезный экспедиционник. Бензиновый турбомотор вряд ли отличается большим ресурсом,
так что лучше подождать турбодизель, к тому же двигатель Cummins давно и хорошо известен по «Газелям» — меньше будет проблем с ремонтом и обслуживанием. Разрыв в цене с УАЗ Патриот все же великоват, а вот к «японскому итальянцу» — пикапу Fiat Fullback, Sauvana подходит вплотную. Но главное, за те же деньги легко купить трех — пятилетний японский пикап или внедорожник – хотя бы тот же Mitsubishi Pajero Sport предыдущего поколения, вполне надежный и намного более ликвидный. Так что «Саване» вряд ли суждено повторить триумф Great Wall, однако небольшой, но стабильный спрос наверняка будет, особенно если очередной кризис снова не ударит по потребителям, успевшим почувствовать вкус к покупке новых «иномарок», хотя бы и китайских заменителей «Тойоты».

Технические характеристики Foton Sauvana 2.0 АТ (4G20TI3)
Двигатель
Тип бензиновый, рядный, турбо, 4 цилиндра
Рабочий объем, см3 1981
Макс. мощность, л. с. при об/мин 217/5500
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 320/1750-4500
Трансмиссия
Тип привода 4WD
Тип КПП АКПП6
Подвеска
Передняя / задняя независимая/зависимая
Тормоза
Передние / задние дисковые/дисковые
Масса
Снаряженная/полная масса, кг 2035/2530
Геометрические параметры
Габариты:
длина, ширина, высота мм 4830/1910/1885
Колесная база, мм 2790
Колея передняя, задняя, мм 1600/1580
Угол въезда/съезда, град. 28/25
Глубина преодолеваемого брода, мм 800
Дорожный просвет, мм 220
Размер шин 265/70R16
Динамические характеристики
Разгон 0-100 км/ч, с 10.5
Максимальная скорость, км/ч н.д.
Тестовый расход топлива, л/100 км
Городской/загородный/смешанный цикл н.д.
Топливный бак, л 75