Нагота как форма для искусства

История моды и костюма предполагает не только одежду 👕, но и обратную сторону: наготу. Интересно, что быть голым и нагим – не одно и то же.

Голый лишен одежды и смущён этим, беззащитный, стеснённый. 😔 А нагой – человек уверенный и спокойный. 👌 Для него нагота не повод для обид и смущений.

Обнажённое тело было не просто классикой, но и штудией, формой для искусства. 🎨 В одни времена оно было синонимом стыда. В другие стало расцениваться как идеальная форма человеческого естества и повод для гордости.

В Древней Греции нагота была в культе: она означала единство тела и духа.❗️ Ничего в человеке не могло быть постыдно. А потому обнажённость греческих атлетов так смущала иных по философии римлян.

В Средние века и раннее Возрождение наготы стыдились. Единство тела и духа утратило смысл. В Средние века обнаженные фигуры всегда подвергаются пыткам и унижениям, например, в сценах ада или изгнания из рая. Христианская нагота в отличие от греческой – это не гордость, а стыд.

В эпоху Ренессанса любовь к античности взяла верх над стыдом и религией: красивое физическое тело снова стало культом. 😍 На изображение обнажённого тела не могла не влиять мода. Когда-то была в цене полнота, когда-то худоба. Худые тела с большими животами стали популярны в готическую эпоху, Рубенс вообще оставил понятие «рубенсовской женщины» с пышными формами, целлюлитом и полной мягкой грудью. Чем вам не мода?

Иногда тело драпировали, делая его притягательным и таинственным. Иногда откровенно обнажали. Иногда делали напротив неэстетичным и "отрывали" от классики (например, Пикассо в «Авиньонских девицах»). Но главное, что нагота была самостоятельной целью. Как целью является изображение одежды как символа определенной эпохи.

На фото: Оскар Рейландер «Обнажённая» 1857 г., одна из первых художественных фотографий обнаженного женского тела.