Оценка стоимости домена

Практически у каждой компании есть свой сайт. Адрес в интернете — важная составляющая бизнеса. Однако проблема состоит в том, что зачастую доменное имя не имеет ценности: ни один банк не одобрит кредит под залог домена, а если к бизнесу есть какие-либо претензии, то на домен никто не сможет наложить обеспечение.

Суть проблемы кроется в том, что доменные имена являются собственностью не компаний, а ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). Приобретая тот или иной домен с помощью регистратора такого, например, как nic.ru или reg.ru предприниматель лишь получает право его администрирования на определенный срок, после чего нужно оплатить его продление.

Сейчас на рынке все больше компаний, которые не имеют ничего, кроме разработчиков и домена, на котором располагается сайт. У них нет ни складов, ни инфраструктуры, ни других материальных активов. Вся суть бизнеса заключается именно в домене, на который приходит огромное количество клиентов, чтобы получить нужную им информацию, товары или услуги (например YouDo.com, Booking.com, Headhunter.ru).

В первую очередь важный показатель для оценки домена — это трафик. Если, например, передать booking.com другому лицу, которое запустит на нем некий сервис, то такая компания получит огромное количество целевой аудитории, которая принесет прибыль. Не менее важен и характер трафика, если он органический, а не платный. Характеристики целевой аудитории также играют огромную роль в капитализации домена  (пол, возраст, география). История домена, сколько лет он существует, показатели возврата и отказа, история сделок по продаже подобных доменов — все это будет формировать оценочную стоимость.

Домены, как актив, переживают усиление интереса к ним на рынке. Так, сегодня появляется все больше домейнеров (киберсквотеров), которые приобретают домены в больших количествах в надежде на то, что в будущем смогут продать за большую стоимости и получить прибыль. Они определяют стоимость того или иного домена, руководствуясь, в первую очередь, смысловой нагрузкой его написания и принадлежностью к бренду. Распространена такая практика и у компаний-конкурентов, скупающих домены, которые приводят к ним на сайты чужих клиентов. Еще один вариант — это выставление домена на торги, где заинтересованные лица сами поднимут цену путем повышения ставок.

Для того чтобы система оценки доменных имен эффективно функционировала, должен быть разработан единый стандарт, которым будут руководствоваться как банки, так и государство. К примеру, у банков существует четко определенная процедура — если организация хочет привлечь средства под залог (например, автомобиля), она обращается к одному из аккредитованных банком аудиторов, который составляет подробный отчет и делает вывод о стоимости данного транспортного средства. В результате банк принимает решение о возможной сумме кредита. Такая система могла бы работать и в отношении доменов.