Неделя Доктора: Одиннадцатый Доктор

25.12.2017

Оригинал текста писался для telegram-канала Writer's Block. Тексты для него выкладываются на сайте.

Так как пришло Рождество, я решил пересмотреть чудесный рождественский спецвыпуск A Christmas Carol с Одиннадцатым Доктором. И пока ниндзя час резали в моей комнате лук, я решил, что это достаточно неплохой источник вдохновения для написания текста про этого Доктора. Собственно, это первый Доктор, которого я начал смотреть серьёзно, и в онгоинге, то есть вместе с тем, как сериал выходил. Поэтому я могу быть слегка необъективен, и говоря слегка я имею в виду “сильно”. Но вы ведь сюда не за объективностью пришли, не так ли?

Именно эта эра научила меня важности роли сценариста в сериале. До этого я особо не отслеживал при просмотре, кто что пишет, но потом начал замечать, что все мои любимые серии из прошлых сезонов писал один и тот же человек – Стивен Моффат. И начал следить за его творчеством как внутри сериала, так и вне его – и открыл таким образом для себя того же “Шерлока”, хотя у меня до сих пор серьёзные пробелы в том, что касается его работ. И он любит путешествия во времени почти так же сильно, как и я, и основывает на них очень много сюжетов. Конкретно эру Одиннадцатого Доктора связывает одна большая арка, проходящая через три сезона, которая завершается трилогией эпизодов The Name of The Doctor, The Day of the Doctor и The Time of The Doctor. Моффат любит хитрить, говоря зрителю не все о происходящем, но при этом намекая на истинное положение вещей. Чтобы когда все кусочки паззла встают на место, у зрителя тоже что-то щёлкало в голове, и он понимал, насколько всё гениально. Да, я не побоюсь этого слова. И криков “МОФФАААААААТ” в пустоту после серии, когда он уйдёт из сериала, мне будет очень не хватать.

Но пора уже поговорить и о самом Одиннадцатом Докторе. Как я уже говорил, я не держу любимчиков, но Мэтт Смит и его Доктор наиболее близки к этому званию. После пафосного Десятого видеть слегка придуривающегося Одиннадцатого было забавно. Он казался одновременно своим в доску парнем, но одновременно и не от мира сего. Поначалу этот Доктор воспринимается не очень серьёзным, но он постоянно раскрывается с новых сторон и становится понятно, что это лицо – всего лишь маска старика, решившего вновь почувствовать радость от происходящего во Вселенной. Одиннадцатый Доктор – Доктор контрастный, и лучше всего ощущается в последних сериях с ним. Я искренне не хотел, чтобы он уходил, но Мэтт Смит прочитал чудесную речь про изменения, что заставило частично смириться с изменениями. Эту линию Моффат продолжил с Двенадцатым Доктором и, видимо, ему всё ещё есть что сказать. Однако окончательно полюбил я Одиннадцатого в 12 серии 5 сезона, The Pandorica Opens, после его речи перед флотом врагов. Моффат любит писать пафосные речи, и у него отлично получается, а у Смита отлично получается их произносить. И речь из Пандорики я какое-то время знал наизусть – а, может, и сейчас помню. Воистину определяющий эру момент.

Под стать Доктору и спутники. Эми Понд и Рори Уильямс – лучшие спутники Доктора по сей день. Да, среди спутников я завожу любимчиков, вот такой я двуличный. Девочка, которая ждала, и Последний Центурион – Карен Гиллан и Артур Дарвилл были рождены для этих ролей, и их взаимодействие как друг с другом, так и с Доктором иногда затмевает самые лихие завороты фантазии Моффата – а это та ещё задача. Ну и есть, конечно, Ривер Сонг – персонаж, чьим основным определяющим фактором является *СПОЙЛЕРЫ*. Так, я же хотел написать, что она просто *СПОЙЛЕР*. Да что ты будешь делать. В общем, её линия тянется ещё с 4 сезона, и заканчивается после 9го. И какая это отличная линия, скажу я вам. Не буду портить сюрприз – сами всё узнаете. Про Клару я подробнее поговорю в тексте про Двенадцатого, так как считаю, что она в большей мере его спутник, несмотря на отведённую ей важную роль и в этой эре.

В предыдущих текстах я не уделил внимания саундтреку. Большая промашка с моей стороны, так как Мюррей Голд заслуживает всех похвал, которые ему возносят, и даже ещё тележку сверх того. Отличные треки он писал и в предыдущих сезонах – см. Doomsday и This is Gallifrey: Our Childhood, Our Home. Но полностью развернулся он только, по моему мнению, с пятого сезона. Его тема Одиннадцатого I Am The Doctor узнаётся с первых нот и в любой аранжировке, песня Abigail’s Song с вокалом Кэтрин Дженкинс воздействует на все нужные эмоции – в общем, его саундтреки отлично слушаются и отдельно от произведений. Стоит сказать и про общее качество сериала – оно совершило хороший скачок в пятом сезоне, так что если вам тяжело было смотреть прошлые сезоны только из-за этого – добро пожаловать на борт.

Мой «любимый эпизод эры, написанный не Моффатом» — очевидный Vincent and The Doctor. Ричард Кёртис, автор отличного About Time и множества других фильмов и сериалов сделал отличный и душевный эпизод про Ван Гога — и вы бездушная скотина, если не плакали.., ну вы поняли.
Мой «любимый эпизод эры, написанный не Моффатом» — очевидный Vincent and The Doctor. Ричард Кёртис, автор отличного About Time и множества других фильмов и сериалов сделал отличный и душевный эпизод про Ван Гога — и вы бездушная скотина, если не плакали.., ну вы поняли.

В общем, Стивен Моффат принял сериал уже успешным, и сделал его ещё успешнее. Захватывающие сюжеты, отличные актёры, дух приключений – и потресканные шаблоны зрителей. Всё это делает 5-7 сезоны Доктора Кто отличной точкой для входа новых зрителей – и большая часть их осталась, когда Одиннадцатому пришёл на смену Двенадцатый. О нём – уже после завершения его эры, до которого на момент написания текста осталось меньше суток.