«Отверженные» (2012), и почему мюзиклы - не для всех

Оригинал текста писался для telegram-канала Writer's Block. Тексты для него выкладываются на сайте.

В рецензировании старых фильмов есть и плюсы, и минусы. Например, плюс в том, что ты не находишься в информационном потоке этого фильма, и тебя не отвлекают чужие мнения, рецензии, трейлеры, кадры и новости. Минус – уже написанные рецензии никуда не деваются, и вряд ли ты сможешь сказать что-то новое о фильме.

Экранизация знаменитого бродвейского мюзикла по роману Виктора Гюго давно получила свои награды и народную любовь, но я смог добраться до неё только спустя 5 лет. И поэтому этот текст будет не столько про фильм, сколько про моё отношение к мюзиклам в целом, на примере этого фильма. Экспертом по мюзиклам я себя ни в коем случае не считаю – ну да кого это когда-либо останавливало.

Как некоторые читатели могли заметить по предыдущим текстам – я люблю мюзиклы. И то, что у меня нет музыкального слуха, не мешает мне, а даже скорее помогает – не так раздражают какие-то шероховатости, когда петь начинают актёры, а не профессиональные исполнители – такое я чаще всего не замечаю. Но я понимаю, что жанр этот весьма специфичен, и заходит далеко не всем. Этому есть, по моему мнению, несколько причин.

Во-первых, это способность уследить за сюжетом. Начиная с того, что сложный сюжет, изначально не предназначенный для такого формата, уложить в песни весьма сложно, даже если в фильме и есть обычные диалоги. В «Отверженных» таковых достаточно мало, и большую часть фильма все поют. То, что это не прямая адаптация книги, а адаптация мюзикла, конечно, помогает авторам – основную работу проделали не они. Однако сюжет всё же развивается очень стремительно, в том числе и во время музыкальных номеров. Такие песни ещё и локализовать в основном не принято – ограничиваются субтитрами. А так как воспринимать на слух песни и даже быстро читать умеют не все – часть сюжета будет просто теряться.

Упомянутая выше стремительность сюжета вызывает повышенную смертность персонажей. Ладно хоть допеть им в таком случае всё же дают. Как с этим фактом связан кадр? Сюрприз.
Упомянутая выше стремительность сюжета вызывает повышенную смертность персонажей. Ладно хоть допеть им в таком случае всё же дают. Как с этим фактом связан кадр? Сюрприз.

Во-вторых – актёры, которые поют вместо того чтобы говорить. Как я уже говорил выше – на исполнение я внимания почти не обращаю, однако же если вам медведь не оттоптал ухо – может быть неприятно. Хотя даже у меня то, как Хью Джекман пел в начале фильма, вызвало некоторое беспокойство. Мне объяснили причины этого, да и потом это ощущение пропало – но осадочек-то, как говорится, остался. Хотя всё же совсем незнакомых с жанром актёров в такие фильмы берут, конечно, редко – и поэтому с остальными песнями у меня не было вообще никаких проблем. Рассел Кроу, Аманда Сейфрид, Эдди Редмейн, и пара других знакомых лиц – все справлялись, на мой взгляд, отлично.

Связь с музыкой, а значит – с эмоциями, вызывает и третью отличительную особенность. И мне сложно её однозначно сформулировать. Это одновременно и некоторая гипертрофированность происходящего, и, с другой стороны – сглаживание острых углов. Так, например, вся линия персонажей Саши Барона Коэна и Хелены Бонэм Картер повествует про, в общем-то, весьма неприятных людей. И смотреть на них в художественном фильме или сериале было бы весьма неприятно, но здесь же эта линия частично интересно их показывает – в то же время выставляя напоказ их сущность в рамках короткой сцены, тогда как в другом жанре это бы раскрывалось, наверное, дольше. И так со всеми линиями и персонажами – их положительные и отрицательные качества одновременно раскрыты и смазаны. И эту черту я в мюзиклах встречаю часто – хоть она и не обязательна.

Вместо рубрики “Любимый персонаж/актёр” на этот раз, разумеется, “Любимая песня”. И это – Look Down из начала фильма. И меня будут опять обвинять в тяге к грустным песням, но что ж поделать, если песня правда нравится.
Вместо рубрики “Любимый персонаж/актёр” на этот раз, разумеется, “Любимая песня”. И это – Look Down из начала фильма. И меня будут опять обвинять в тяге к грустным песням, но что ж поделать, если песня правда нравится.

Если вы фанат мюзиклов – вы и так наверняка смотрели этот фильм. Если нет – наверное, это всё же не лучшая точка входа в жанр. Но если вас привлекают хороший актёрский состав, отличные песни, красивая картинка, которая, когда нужно отлично показывает масштаб происходящего, и не пугает некоторая скоротечность сюжета – вы сможете получить удовольствие. Но я понял, что эту конкретную историю в формате, например, сериала, который сейчас находится в разработке, я смотреть не хочу. И не потому, что там не будет песен. Хотя разница в зрителях между 1 и 2 серией будет наверняка и из-за этого.