Правда или хорошая история?

10.12.2017
"Расёмон" 1950 год, режиссёр Акира Куросава

Жизнь бывает очень тяжёлой, думаю вы знаете это и без меня. Но что действительно делает её такой сложной? Злой начальник или работа, которую ты ненавидишь? А может это всё проделки высших сил? Каждый может найти свой ответ, который будет претендовать на объективность. На мой же взгляд, главной проблемой для человека является то, что каждое событие неоднозначно и найти истину в чём-то, где оставили свой след люди невозможно. Но обо всём по порядку.

Сегодня я бы хотел рассказать вам о кинопроизведении "Расёмон", другом замечательном творении японского режиссёра Акиры Куросавы. Действие фильма разворачивается в районе японского города Киото времён XI-го века. Три путника - монах, бандит и дровосек укрываются от ливня у разрушенных ворот "Расёмон", от которых осталась лишь тень былого величия. Дабы скоротать время скитальцы начинают обсуждать событие, свидетелем которого стал дровосек Кикори и которое произошло до начала фильма - суд по делу об убийстве самурая. У данной истории так же три главных героя - дух умершего самурая Такэхиро, вызванный с помощью местной колдуньи, разбойник Тадзомару, который обвиняется в убийстве самурая, и жена самурая Масако. Все они представляют свою версию событий дня убийства и каждая из версий выглядит правдоподобной, поэтому трое странников, прячущихся от дождя пытаются найти истину в этой запутанной истории. А вместе с ними в дебри человеческой души отправляется и зритель.

Фильм очень минималистичен: актёров здесь немного, да и тех, которые присутствуют в картине, достаёт с лихвой. Никого из них нельзя обвинить в халтуре: каждый взгляд, каждое движение наполнены эмоциями, что в свою очередь может немного подпортить впечатление западному зрителю, ибо некоторые сцены выглядят немного наигранно, даже театрально. Но мне всё же бы хотелось сделать акцент на слове "выглядят", так как это одна из особенностей стиля Акиры Куросавы - чем меньше людей в сцене, тем сильнее должны быть их эмоции на лице и в голосе. Так же следует упомянуть о декорациях и костюмах - здесь немного и того и другого, но можно с уверенностью сказать, что они соответствуют периоду, показываемому в фильме, и поэтому зрителю легче погрузиться в мир фильма. Хочется так же упомянуть, то что лично мне очень понравилось в фильме - это сцены поединков на мечах. Нет, они здесь не величественны и не красивы. Они, как кажется мне, очень живые - у противников дрожат руки, они очень медленно идут к друг другу и готовы отбежать при малейшем взмахе меча. Они боятся за свои жизни. Этот страх - то чего мне так не хватает в современном кино, где люди готовы сражаются без страха за свою жизнь, не думая о том, что следующая секунда может стать последней.

В заключении я бы хотел поговорить о смысловом содержании данного произведения. Акира Куросава создал настоящее размышление на тему поиска истины, которой, на мой взгляд, и не существует. Разные люди видят одно и тоже событие по разному: через призму своих убеждений, опыта, трагедий мы видим свою правду."...Истинная правда! Я сам всё видел! - Это ещё ничего не значит."И такие перепалки между тремя странниками, укрывающимися от дождя, не единичны. "Люди так устроены: всё стыдное о себе забывают. Видят своё прошлое так как им выгодно, потому что так легче жить", - нагоняет на зрителя тоску и подрывает веру в человека разбойник. А монаху, в свою очередь, хочется верить, что "мы не живём в аду", где всем наплевать друг на друга. И такую веру укрепляет последняя сцена фильма.

Фильм тронул меня до глубины души, заставив задуматься над природой восприятия человека на долгие дни, и в конечном итоге помог мне сформировать мою позицию по поводу места правды в нашей жизни. Мы каждый день можем лгать другим людям, ибо сами не обладаем объективной точкой зрения, но стоит ли об этом действительно волноваться? Я предлагаю и вам окунуться в эту притчу для того, чтобы найти собственные ответы среди лжи, проповедей и хороших историй.

А что предпочли бы вы: правду или захватывающую историю?