"Сумрачный самурай". Маленький человек по-японски.

203 full reads
347 story viewsUnique page visitors
203 read the story to the endThat's 59% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
В 2002 году японский режиссёр Ёдзи Ямада снял фильм, который, казалось бы, не должен сильно отличаться от традиционной истории о самураях. Но то, что автор вложил в ленту удивило всех, и в 2003 году фильм завоевал 13 наград Японской Киноакадемии.
Главный герой - Сэйбэй Игути и его дочки.
Главный герой - Сэйбэй Игути и его дочки.
Главный герой - Сэйбэй Игути и его дочки.

История происходит во второй половине 19 века. Скоро в Японии начнётся гражданская война и Реставрация Мейдзи, но пока мы можем наблюдать только предпосылки к этому. Главный герой - Сэйбэй Игути - самурай низшего ранга, который выполняет роль одного из бухгалтеров своего клана. Выглядит он, по мнению коллег, неважно: его волосы растрёпаны и нуждаются в стрижке, одежда грязная и вся в заплатах, а запах оставляет желать лучшего. Он следит за складом, заполняет различные документы, а сразу после завершения работы спешит домой, где его ждут две горячо любимые дочери и старуха-мать, поражённая маразмом.Он никогда не оставался с товарищами по работе выпить и уходил домой чуть затемно, поэтому его и прозвали "сумрачным самураем". Прозвищем, в котором нет ничего "крутого", как может показаться на первый взгляд.

Жена умерла от болезни, поэтому всей работой по дому приходится заниматься самому: колоть дрова, работать в огороде и так далее. Денег и так не хватает, а ещё пришлось продать свой самурайский меч и набрать долгов, чтобы оплатить похороны жены. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, Сэйбэй вместе с дочерьми мастерит клетки для сверчков. Но он не жалуется на тяжёлую жизнь, а делает всё для того, чтобы растить дочерей. В одном из диалогов фильма старшая дочь спрашивает его, зачем ей учить древние тексты и получать образование, если ей лучше научиться хорошо шить и приносить пользу дому. На это Сэйбэй отвечает: "Изучение наук дает тебе способность мыслить. Как бы не менялся мир, если ты умеешь мыслить - ты всегда выживешь. Это верно как для мальчиков, так и для девочек".

Дождь это многогранный инструмент в руках умелого режиссёра. Здесь, например, с помощью дождя показаны затронутые чувства персонажа. Кроме того, дождь помогает оживить статичную сцену.
Дождь это многогранный инструмент в руках умелого режиссёра. Здесь, например, с помощью дождя показаны затронутые чувства персонажа. Кроме того, дождь помогает оживить статичную сцену.
Дождь это многогранный инструмент в руках умелого режиссёра. Здесь, например, с помощью дождя показаны затронутые чувства персонажа. Кроме того, дождь помогает оживить статичную сцену.

Так проходит день за днём. Но привычная рутина разрушается, когда сестра его друга - Томоэ Иинума, неожиданно появляется в его доме. Она развелась со своим мужем-пьяницей, который регулярно её избивал, и решила навестить своего старого друга детства. Она быстро завоёвывает доверие детей и начинает помогать по дому. Мы как зритель понимаем, что отношения между Томоэ и Сэйбэем выходят за рамки простой дружбы, хоть об этом никто прямо и не говорит.

С этого момента события начинают развиваться очень быстро. Бывший муж Томоэ приходит в её дом, устраивает там разнос и вызывает её брата на поединок. Но вовремя подоспевший Сэйбэй вступается за друга и от его имени собирается выйти на поединок. Поединок, в котором он одержит верх, орудуя лишь палкой. И вот уже по замку разносится молва о человеке, владеющем знаменитой техникой короткого меча.

Пример мастерской работы со светом в фильме, когда глаза человека в тени выделяются с помощью лучика света.
Пример мастерской работы со светом в фильме, когда глаза человека в тени выделяются с помощью лучика света.
Пример мастерской работы со светом в фильме, когда глаза человека в тени выделяются с помощью лучика света.

В фильме раскрывается тема очень близкая людям увлекающимся русской классической литературой - тема маленького человека. Японцы, читающие литературу (что, как бы вы не удивились, редкое явление), обожают Н.В. Гоголя, А.П. Чехова и других русских классиков XVIII и XIX века, чьи произведения посвящены данной проблеме. Многие находят очень близким для себя образ, показанный в том числе и в данном фильме, и связано это во многом с образом жизни японцев.

Сэйбэй является хорошим примером такого типа людей. Он добр, честен и добросовестно выполняет свою работу. Ему не так важны самурайские устои и успешная карьера, сколько важны благополучие своей семьи и чистота своей совести. Ему невыносимо слушать разговоры о женщинах, как о каком-то товаре: "главное, чтобы у неё были широкие бёдра и она могла рожать детей". А когда брат Томоэ предлагает ему взять сестру в жёны, он отвечает отказом. Не потому что не любит её, нет. А потому что не хочет обрекать её на тяжёлую жизнь с самураем, у которого жалование лишь 50 коку* риса, в то время как у друга 400. И это лично меня заставляет проникнуться этим персонажем. Но тем не менее, он самурай. И когда клан приказывает ему убить лучшего воина, взбунтовавшегося против приказа совершить самоубийство, ему не остаётся ничего,кроме как принять "честь" совершить этот благой поступок.

Правильное расположить персонажей  - важная часть композиции фильма. В подобных сценах нам легко следить за каждым человеком в кадре, поэтому пропадает необходимость перескакивать на лицо говорящего персонажа.
Правильное расположить персонажей - важная часть композиции фильма. В подобных сценах нам легко следить за каждым человеком в кадре, поэтому пропадает необходимость перескакивать на лицо говорящего персонажа.
Правильное расположить персонажей - важная часть композиции фильма. В подобных сценах нам легко следить за каждым человеком в кадре, поэтому пропадает необходимость перескакивать на лицо говорящего персонажа.

Если вы хотите посмотреть как действительно жили люди в ту эпоху, этот фильм так же для вас. Самураи в то время уже не были теми легендарными воинами, которыми мы их привыкли видеть. В большинстве своём это были обычные чиновники, которые несли старые традиции, но давно позабыли о том, что такое настоящая война. Как только коллеги Сэйбэя услышали как он обычной палкой одолел самурая более высокого по положению, они не на шутку перепугались, что "сумрачный самурай" может и им накостылять за обидное прозвище.

Отношения между людьми так же показаны достоверно: даже дети обращаются к своему отцу "господин", а женщины использую очень вежливую форму японского языка при разговоре с мужчинами. То же самое происходит, когда общаются два мужчины разного социального статуса: один принижает себя по отношению к другому. Даже в моменты открытия своих чувств друг другу Сэйбэй и Томоэ, делают это с использованием всех правил вежливой речи. И это выглядит очень и очень красиво. Многим может показаться, что это некий архаизм и этого уже нет в современном мире. Но это не совсем так. Пусть японские девушки и парни являются в нынешнем мире, пожалуй, одним из символов некоего безумия и пренебрежения старыми устоями, но, когда приходит время брака, оба партнёра становятся похожи на своих предков. Парни становятся серьёзными мужьями, а девушки покорными жёнами. Ибо традиции для Японии - это всё.

Этот фильм не о завораживающих битвах на мечах. Те несколько боевых сцен, которые присутствуют в фильме пугают своим реализмом. Мы видим как два человека, полные решимости, дерутся на смерть. И тут нет места изяществу.
Этот фильм не о завораживающих битвах на мечах. Те несколько боевых сцен, которые присутствуют в фильме пугают своим реализмом. Мы видим как два человека, полные решимости, дерутся на смерть. И тут нет места изяществу.
Этот фильм не о завораживающих битвах на мечах. Те несколько боевых сцен, которые присутствуют в фильме пугают своим реализмом. Мы видим как два человека, полные решимости, дерутся на смерть. И тут нет места изяществу.

Таким образом был создан фильм, который не смотря на то, что был посвящён теме, заезженной до дыр, попытался показать жизнь самурая под другим углом. Под углом любящего отца, которому находил причины быть счастливым в повседневной жизни. В самом конце фильма младшая дочь, от лица которой и идёт повествование, уже умудрённой сединой старушкой навещает могилу отца. Там она произносит монолог, который, лично меня тронул до слёз: "[...]Я не думаю, что мой отец считал себя несчастным[...] На мой взгляд, его жизнь была короткой, но была полной. И я горжусь тем, что у меня был такой отец".

На мой скромный взгляд, этот фильм прекрасная поучительная история, о том, что нам следует искать счастье в окружающих нас, любимых нами людях, чтобы быть по-настоящему счастливыми. Рекомендую к просмотру.

*Коку - это традиционная японская мера объёма. Исторически коку определялся как мера объёма риса, потребляемая человеком за год. А так как жалованье самураям выдавали преимущественно рисом, эта мера стала денежным эквивалентом в средневековой Японии.