«1+1» — скрытый смысл фильма

08.01.2018

Серьезных надежд на то, что французский фильм «1+1» (в оригинале — «The Intouchables» или «Неприкасаемые») взлетит на высшие ступеньки мировых рейтингов, не было даже у не столь известных ранее режиссеров киноленты Эрика Толедано и Оливье Накаш. Концепция особо не отдавала новизной, сулила скукой, навязчивыми нравоучениями и нотациями о толерантном отношении к инвалидам. Слишком «звездных» актеров и масштабной рекламы выделенный бюджет не осилил.

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

Вопреки всему, «1+1» признали гениальным шедевром комедийного жанра с легким налетом драмы. Фильм покорил сердца миллионов зрителей по всему земному шару. В нем мастерски соединена цепляющая за душу музыка, достойная актерская игра, качественная режиссура, естественный и не пошлый юмор. Сюжетная линия достаточно ровная, без неожиданных острых граней. Здесь всего в меру: фильм заставит посмеяться, немного всплакнуть и задуматься о смысле жизни в целом. Но это что-то намного большее, чем очередной рассказ о принце и нищем.

В чем разница между реальной и сюжетной историей

Проникнуться поданной историей помогает ее реалистичность. Хотя, чтобы понять смысл, вовсе не обязательно знать, что сюжет списан с реальных событий. Речь идет о богатом аристократе Филиппе Поццо ди Борго и неоднократно сидевшим за ограбления нарушителем закона Абделле Селлу.

Правки в сценарий вносились при непосредственном участии прототипа главного героя. Разбавить ленту шутками «с солью и перцем» — исключительно его пожелание. Интересно, что арабские корни второго героя режиссеры заменили на афрофранцузские, не посмотрев на то, что это существенное несоответствие.

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

При сумасшедшей разнице в характерах, образах жизни и судьбах героев крепко связывает неприкаянность, порождающая дружбу, взаимовыручку и понимание.

Почему произошло внутреннее слияние персонажей

Главных героев сводит лицом к лицу обычный случай. Цель этой встречи у бывшего преступника Дрисса банальна — подписать бумагу с отказом о принятии на должность у очередного работодателя, чтобы потом получить пособие по безработице. Филипп же ищет себе ответственного помощника, который бы «стал его руками и ногами».

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

Абсолютные антиподы – классический представитель аристократического слоя, ставший жертвой несчастного случая, и ничего не смыслящий в культуре и моральных основах поведения бедный афрофранцуз из парижского предместья, где господствует криминал. Один – спокойный и размеренный, другой – взбалмошный и обезбашенный.

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

Казалось бы, что общего между двумя совершенно противоположными личностями? Несмотря на все житейские проблемы, глаза дитя улицы горят жаждой к жизни, в нем кипит нескончаемая энергия. Именно это и подкупает богатого инвалида, которому, как и его новой чернокожей сиделке, нечего терять.

И Филипп не ошибся. Дрисс не жалел его, подобно всему окружению и десяткам предыдущих работников. Парень отнесся к нему как к здоровому человеку, словно не замечая инвалидного кресла, предательски выдающего тот факт, что он паралитик, не чувствующий ничего от шеи до кончиков пальцев на ногах. В отношениях не проскальзывает привычное, но вызывающее презрение, угодничество ради денег.

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

У Дрисса на все личное мнение, которое тот и не подумывает скрывать. Чудак высмеивает сюрреалистическую картину, называя ее ничего не стоящими каляками-маляками, обхохатывается с высокого искусства в театре, выдает смешные ассоциации с многовековыми шедеврами классической музыки. Он заставляет Филиппа пережить настоящую эмоциональную встряску, все время улыбаться, видеть радости в мелочах. Вытянув подопечного из кокона обыденности, помощник дарит ему второе дыхание и стремление к жизни.

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

Не обошли перемены и самого Дрисса. Молодой человек по-другому посмотрел на мир людей, у которых есть все: богатство, власть, пафос. Переступив свои принципы, он начал обслуживать инвалида и учиться жить в приличном обществе, преодолел собственные страхи, взлетев над землей на параплане.

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

Герои похожи тем, что на них обоих махнули, как на безнадежных. Приговоренные к аналогичному исходу, пересекшись, они принимают друг друга за норму, находят гармоничную взаимосвязь, стирая между собой все невидимые барьеры. Концовка у истории добрая. То, что паралитик смог жить практически полноценно, вдохновляет и впечатляет гораздо сильнее, чем, если бы он стал узником собственной беспомощности и, отчаявшись, решился на эвтаназию.

В чем заключается задумка фильма

Наше общество привыкло враждебно воспринимать национальные меньшинства, обводить надменным жалостливым взглядом или попросту не замечать инвалидов, равно как и пропащих уличных гопников. Многим легче вычеркнуть из жизни людей, не вписывающихся в стандартные рамки. Эта истина применима не ко всем, но о ней стоит задуматься. Нельзя быть настолько категоричными. Нужно уметь поддержать, не делая никаких акцентов на определенных особенностях, а иногда и вспомнить высказывание: «Даже плохого человека можно исправить, дав ему шанс».

Кадр из фильма «1+1»
Кадр из фильма «1+1»

Фильм учит зрителя не ждать подходящего времени для того, чтобы быть счастливым. Трудности имеют место в жизни любого человека, независимо от статуса и положения в обществе: одни сменяют другие, затем третьи и так до бесконечности. Не мешало бы научиться жить с ними, получать удовольствие от каждого отведенного дня, ценить то, что имеешь в данную минуту. Ведь жизнь коротка, поэтому есть огромный риск просто не успеть насладиться короткими моментами, потратив ее на жалость к себе, депрессию и тоску.

Интересный факт о фильме: Известный комик Кевин Харт и звезда сериала «Во все тяжкие» Брайан Крэнстон, снялись в ремейке-адаптации фильма «1+1». Называется фильм «The Upside» и выйдет в прокат весной 2018 года.

Кадр из фильма «The Upside»
Кадр из фильма «The Upside»