«Экспонат» (На лабутенах) — скрытый смысл

Клип на песню «Экспонат» группы Ленинград стремительно набрал популярность благодаря яркому сатирическому образу главной героини, над которым не размышлять хочется, а хохотать. Тем не менее многие после просмотра интересно узнать, а есть ли в клипе и песне «Экспонат» какой-то более глубокий, может быть, даже философский смысл? Что ж, давайте разберёмся.

Кадр из клипа «Экспонат»
Кадр из клипа «Экспонат»

Образ главной героини клипа

С первых же кадров мы многое понимаем о героине клипа, роль которой исполнила Юлия Топольницкая, и уровне её интеллектуального развития. Первые слова, которые произносит девушка — чистая ложь:

— Собралась, подошла к нему и сказала: «Пап, мне не нужны твои деньги! Все машины, бриллианты, мерседесы… Я всего должна добиться сама». И ушла. И сейчас вот, снимаю хату… Рисую потихоньку.

В этом заявлении практически ни одно слово не имеет отношения к действительности. Девушка не снимает квартиру — она живёт с мамой (весьма колоритной, кстати). «Я всего должна добиться сама» — явно не её девиз: вспомните, как через пару минут она будет звонить подруге с просьбой выручить, как будет сваливать на маму вину за свою не слишком стройную фигуру («Ты нахрена меня с такой ж.. родила?»). Богатого папочки, разумеется, тоже не существует — иначе у девицы наверняка нашлись бы деньги на настоящие лабутены (об этой легендарной обуви мы ещё скажем позже). Так появляется один из основных мотивов песни — ложь, обман.

Образ юной самостоятельной художницы не подходит девушке точно так же, как не подходят ей по размеру чересчур узкие джинсы
Образ юной самостоятельной художницы не подходит девушке точно так же, как не подходят ей по размеру чересчур узкие джинсы

Ещё кое-что цепляет внимание в этом высказывании героини — резко контрастирующее с тем образом, который она пытается создать, слово «хата». В дальнейшем мы увидим, что девушка вообще не стесняется в выражениях, что начисто разрушает её претензии на богемность. Впрочем, её невежество в области искусства выдаёт с головой её же собственная фраза:

— В каком стиле рисуешь?
— Да вообще в разных стилях… Ну такие, знаешь, более постельные тона.

Думаю, указывать на нелепость этого ответа не нужно, но на всякий случай поясню, что девушка путает слова «пастельный» и «постельный» — они произносятся по-разному. «Пастельный» означает мягкий, неяркий тон какого-либо цвета — нетрудно догадаться, что это слово происходит от существительного «пастель», и если бы героиня действительно интересовалась изобразительным искусством, произношение этого слова было бы ей знакомо. Судя по насмешливому тону собеседника девушки — Серёги — он не слишком-то верит её наивному обману. Поэтому моё определение основного мотива песни можно уточнить — это не просто обман, а обман дешёвый, наивный и явный.

Хотя героиня пытается казаться независимой, в действительности она зависит от всех — мамы, Серёги, подруги (обладательницы лабутенов)
Хотя героиня пытается казаться независимой, в действительности она зависит от всех — мамы, Серёги, подруги (обладательницы лабутенов)

Смысл названия и текста песни Ленинград — Экспонат

Текст песни «Экспонат» связан с клипом напрямую — клип снят таким образом, что героиня песни и видео воспринимается как один человек. Незатейливые строчки песни покоряют своим точным и остроумным отображением внутреннего мира «недобогемной» девицы. Юмор в песне достигается с помощью контраста: с одной стороны, упоминаются реалии, связанные с представлением о высокой культуре — выставка Ван Гога, Глинка; с другой — используется сниженная, обсценная лексика.

Этот же контраст обыгрывается в видео: вспомним, как наша героиня разговаривает с подругой по телефону: «В музей, кисунь, ты чё! Мне короче срочняк нужно… Просто выручила, огромное тебе спасибо!», а через некоторое время, узнав, что подруга не сможет привезти туфли, девушка кричит в трубку изменившимся голосом: «Ты чё, ...? Я тебе объясняю, что, ..., тут непонятного?». Здесь важно не только изменившееся отношение к подружке, но и несоответствие образа независимой девушки, увлекающейся искусством, с грубой и капризной девицей, которой героиня является на самом деле.

В финале клипа девушка действительно похожа на музейный экспонат
В финале клипа девушка действительно похожа на музейный экспонат

Ключевое слово песни — это, конечно же, название. На протяжении всего клипа мы наблюдаем, как девушка слой за слоем накладывает косметику, пытается утянуть бёдра, чтобы влезть в джинсы, красит подошвы туфель, чтобы они сошли за лабутены… Одним словом, превращает себя в человека, которым не является. Её поддельный образ не имеет ничего общего с её настоящей внешностью, девушка создаёт из самой себя своеобразное произведение искусства. Но поскольку «творец» этого «произведения» — она сама, созданный ею образ получается вульгарным, грубым — под стать её представлениям о прекрасном. Тем не менее, девушка приложила немалые усилия к созданию этого образа, а потому он вполне заслуживает право быть «экспонатом». А вот второй смысловой уровень названия отсылает нас к отношению главной героини к искусству:

Но я не недотрога, дала понять с порога —
На выставке Ван Гога я — главный экспонат!

В самом начале мы уже выяснили, что об изобразительном искусстве девушка не знает практически ничего. И её поход на выставку Ван Гога, как и визит в Мариинку — это не попытка приобщиться к прекрасному, а лишь очередной повод показать себя, покрасоваться дорогими туфлями (точнее, дешёвой подделкой под них), накладными ресницами и штанами… Однако трудно не заметить иронический подтекст в сравнении живого человека с экспонатом. Экспонатом на выставке современного искусства может быть, в принципе, что угодно — от картины маслом до блендера с рыбкой внутри. Но, так или иначе, экспонат — это неодушевлённый предмет. Приравнивая себя к музейному экспонату, героиня сама себе отказывает в праве называться разумным существом, человеком.

Лабутены и их значение в песне «Экспонат»

Кристиан Лубутен — так зовут модельера, который прославился на весь мир своими туфлями с ярко-красной подошвой. Именно эти туфли и зовутся в простонародье лубутенами (или лабутенами). Настоящие лабутены стоят не меньше 40 тысяч рублей, и, конечно, немногие модницы могут позволить себе такое удовольствие. Поэтому интернет- и оффлайн-магазины наводнили подделки под знаменитые туфли. Именно такую подделку приносит подруга нашей героине — но, к несчастью, у этой пары туфель подошва самого обычного чёрного цвета. И девушка решает покрасить подошву красным лаком для пущего сходства с оригиналом. Это-то и становится причиной её краха.

Поддельные лабутены предательски прилипают к полу в самый неподходящий момент
Поддельные лабутены предательски прилипают к полу в самый неподходящий момент

Очередная дешёвая, глупая попытка казаться не тем, кем она является — обернулась бытовой травмой. Лак для ногтей — явно не лучшее средство для превращения обуви с барахолки в лабутены. Все приготовления к свиданию пошли насмарку — как и в начале клипа, когда наивный обман девушки раскрылся в первые же секунды, так и сейчас попытка выдать желаемое за действительное не удалась.

Что ж, всё тайное становится явным — будем надеяться, что если не нашу героиню, то, во всяком случае, узнавших себя в этом клипе её печальный пример отучит от попыток перехитрить окружающих.