Фильм «Криминальное чтиво» — скрытый смысл

Фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво» через пару-тройку лет будет праздновать первый солидный юбилей: четверть века. Для человека 25 лет — молодость, для киноленты — зрелость. Статус культового фильм получил сразу. Как вышел на экраны в 1994 году, так и пустил корни на вершине популярности, обвесившись восторженными фанатами, а также искренне недоумевающими оппонентами.

Одни — в воздух чепчики бросают с воплями: «Браво-браво, фильм века!», другие — не понимают, за что кинокартине про уголовников такая честь. За что же честь? А за новаторство. За необычность. За руку демиурга, ощущающуюся в каждом кадре.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Почему Тарантино затеял игры со временем

Композиция у фильма нетривиальная. Странная, если не сказать больше. Никаких тебе классических экспозиций, завязок, кульминаций, развязок. Никакой хронологии.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Некоторые потребители кинематографического продукта были недовольны таким вольным обращением Квентина нашего Тарантино со временем. Взяли, да и поменяли легким движением руки эпизоды фильма местами, чтобы расставить их по порядку. Например, в Саудовской Аравии все истории были перемонтированы в хронологической последовательности.

Вот так выглядит хронологическая последовательность:

  • Винсент и Джулс разбираются с присвоившими чемоданчик босса парнишками.
  • «Ситуация с Бонни» — ликвидация кровавых последствий разборок.
  • Ограбление в кафе (обе части эпизода, закольцовывавшие фильм в оригинале, соединены).
  • «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса».
  • «Золотые часы».
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

В оригинале фильм скомпонован так:

  • Первая часть ограбления придорожного кафе.
  • Винсент и Джулс идут за чемоданчиком.
  • «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса».
  • «Золотые часы» — история боксера Буча.
  • «Ситуация с Бонни».
  • Завершение ограбления в забегаловке.

Что характерно: только три части озаглавлены автором, другие остались без названий.

271 не факт, а фак

Вообще-то, это рекорд. В другом фильме Тарантино нецензурных слов на 2 штуки меньше: в «Бешеных псах» фраз из арсенала обсценной лексики — 269. Можно даже составить мини-версию фильма со звуковым сопровождением исключительно из ругательств, что и сделали энтузиасты.

Всем хорошим во мне я обязан книгам, или Что читает Винсент Вега

Посещая уборную, киллер Винс не расстается с книжкой в мягкой обложке. Этот опус существует в реальности: Питер О`Доннел сочинил роман «Модести Блейз» про женщину секретного агента по мотивам собственной серии комиксов.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

Пару лет спустя Тарантино будет спонсировать фильм об этой самой героической Модести. Любовь к чтению и подвела бандита: книжку-то он взял, а вот пушку легкомысленно оставил на столе в чужой кухне.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

А что же в чемоданчике?

Режиссер сказал радиослушателю во время интервью 2003 года, что в чемодане то, что хочет увидеть там зритель. Мелкий воришка из придорожного кафе по прозвищу Тыковка (Тим Рот), открыв кейс, шокирован и спрашивает: «Это то, о чем я думаю?» Кое-кто считает, что там спрятана черная душа Марселаса, о чем дает подсказку код чемоданчика — 666.

Если угодно, в чемоданчике хранится сияющий артефакт под названием МакГаффин. Термин ввел в обиход Альфред Хичкок и означает он нечто, вокруг чего строится сюжет.

Заглянувший же в недра чемодана актер Джон Траволта полностью убрал романтический флёр с содержимого и выдал все тайны: там была лампочка, работавшая на батарейке.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»