Скрытый смысл фильма «Сталкер»

30.12.2017

Жанр фильма «Сталкер» Андрея Тарковского трудно определить – это и драма, и философская притча, и пост-апокалипсическая фантастика. Минимум действия, мрачные пейзажи и бесконечные символы, рассыпанные, словно «хлебные крошки», на пути у зрителей и героев, создают единую Вселенную фильма, которая затягивает, словно воронка, заставляя мозг яростно искать выхода.

Идея фильма взята у фантастической повести «Пикник на Обочине», которую написали братья Стругацкие. Они же значатся в сценаристах фильма. Но от первоначального сюжета осталась только мрачная тень Зоны, которая легла на всё человечество, да незаконная профессия и прозвище главного героя – Сталкер.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

У остальных героев тоже нет имён. Мы слышим только прозвища. Это обезличивает их, размывает черты, делает образы условными. Перед нами Профессор – собирательный образ учёного, один из тех, кто ненавидит насилие, но изобретает бомбы; Писатель – рефлексирующий творческий интеллигент; и их проводник в тайную и запретную Зону, где исполняются заветные желания — Сталкер.

Что такое Зона и Комната?

В фильме нет практически никаких спецэффектов. Не из красивых и впечатляющих кадров, а из разговоров героев мы узнаём, что за двадцать лет до того, как они встретились, в окрестностях города упал метеорит.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Позже место катастрофы стало аномальной зоной, в которой происходили загадочные явления, исчезали люди, а главное – появилось место («Комната»), где исполняются тайные, сокровенные, заветные желания. После этого военные обнесли зону кордонами, но желающих проникнуть туда стало ещё больше. Тогда и появилась профессия проводника – сталкера, которой промышляет главный герой картины.

Кто такой Сталкер?

Герой картины только вышел из тюрьмы. Его жена, хоть и мучается от бедности, совсем не хочет, чтобы Сталкер рисковал жизнью, организуя экскурсии в Зону для богатых и любопытных бездельников. Их дочь больна и обладает паранормальными способностями. Хоть об этом и не говорится прямо, но мы понимаем, что состояние ребёнка – результат действия Зоны.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Но Сталкер не может жить без Зоны, только там он чувствует себя дома. Она действует на героя, словно наркотик. Недаром чёрно-белое изображение в начале фильма после попадания героев в Зону меняется на цветное – мы видим её глазами Сталкера, который за пределами Зоны кажется рыбой, лишённой воды, задыхается и не различает цветов.

Кто такой Писатель?

Писатель хочет найти в Зоне вдохновение, потому что исчерпал все идеи и находится в творческом кризисе. Он очень несерьёзно относится к путешествию; к месту встречи героев приезжает явно после пьяной вечеринки и с женщиной. Писатель постоянно перечит Сталкеру, не желает слушаться его указаний. Он раздражён и одержим духом отрицания. Похоже, что ему не нужно никакое вдохновение, и ничего писать он тоже не хочет. Попав в заветное место Зоны, он отказывается загадывать желание, утверждая, что никто не сможет понять свои сокровенные мечты, и Комната будет исполнять только мечты подсознательные. Раз использовать Комнату в своих целях никому не удастся, то и ходить в Зону бессмысленно.

Кто такой Профессор?

В отличие от Писателя, цель этого человека чётко ясна. Он направляется в Зону с заранее определённой задачей. Его заботит будущее планеты, он считает, что Зона вообще и Комната в частности таит серьёзную опасность. Поэтому он отправился в это путешествие, чтобы привести в действие спрятанную в своей лаборатории бомбу, оставшуюся за колючей проволокой после катастрофы.

Страх перед сокровенными желаниями

Оказавшись на пороге Комнаты, герои сталкиваются с неразрешимым противоречием. Они могли бы сейчас попросить всё, что угодно, но Комната исполнит только желание, спрятанное на самом дне души. Как и говорил Писатель, управлять своими сокровенными желаниями невозможно. Но и уничтожение Комнаты, о котором мечтал Профессор, теряет всякий смысл.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Сталкер приходит в отчаянье. Он далёк от философии. Он понимает только одно: уничтожить Комнату – значит уничтожить надежду. Хотя Профессор и обезвреживает бомбу, отказавшись от своего намерения, Сталкер чувствует, что его миссия провалена: он благополучно довёл своих спутников до Комнаты, но загадывать желание они отказались.

Символы и образы в фильме Сталкер

Первая ассоциация со словом «Зона» — это тюрьма, да и сам Сталкер, обритый наголо и в бесформенной одежде, которая похожа на тюремную робу, напоминает заключённого. Но с развитием сюжета мы видим, что для Сталкера именно Зона – смысл жизни и символ свободы. После Чернобыльской катастрофы многих поразило предвидение Тарковского. Отождествление Чернобыля с Зоной мне кажется более верным; здесь вступает в силу понятие «зоны отчуждения», то есть территории, запретной для людей.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

В «Сталкере» речь идёт о поиске себя, о разрыве между идеальным и реальным, о тайнах человеческой души. Зона предстаёт перед нами в неожиданной ипостаси: это не только участок земли, огороженный колючей проволокой, а изуродованное человеческое сознание. Путешествуя внутрь себя, люди приходят к познанию собственных сокровенных тайн, которое и символизирует Комната.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Недаром в дороге Писатель втягивает спутников в бесконечные философские диспуты – это те вопросы, которые мучают нас, когда мы пытаемся погрузиться в пучину своего сознания, найти причину своих поступков, желаний, симпатий и антипатий. Наша вера в чудо и наш материализм находятся в непрерывной борьбе и спорят друг с другом, как Писатель, Профессор и Сталкер.

В фильме отчётливо прослеживаются духовно-христианские мотивы: цитирование библейских текстов, попавший в кадр фрагмент Гентского алтаря. В спорах героев отражается столкновение и противопоставление рационального и иррационального, научных убеждений и надежд на волшебное преображение, исполнения желаний одним махом.

Смысл финала фильма Сталкер

Сталкер из последних сил пытался верить сам и хотел заставить других разделить с ним эту веру. Ему казалось, что в этот раз он выбрал многообещающих спутников – исполнение их желаний могло бы принести человечеству неоценимую пользу. Но они отказались от чуда. В итоге получается, что Зона людям не нужна. Жуткое очарование Зоны иссякло, как и ожидание чуда.

Кадр из фильма «Сталкер»
Кадр из фильма «Сталкер»

Вернувшись домой, Сталкер горько жалуется жене на то, что в людях иссякла вера. А если нет больше ни надежды, ни веры, Сталкеру остаётся только любовь жены и больной дочери, которые мучаются от его привязанности к Зоне.

Дочь Сталкера, читая стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои», двигает взглядом стоящий на столе мутный стакан. Чудо всё время находилось рядом, и людям, чтобы поверить, не надо было идти за ним далеко.