«Твин Пикс» – скрытый смысл сериала

Сакраментальное: «кто убил Лору Палмер» звучит так же, как «кто убил Кеннеди». И хотя это знают все, кто смотрел «Твин Пикс», вариаций у ответа миллион. Представьте, что вы перемешали в коробке два разных паззла; в результате части вроде бы подходят друг к другу, вот только никак не складываются в единую картину.

«Твин Пикс» – именно такой перепутанный паззл: когда уже кажется, что понял всё, возникает множество других вопросов, и приходится начинать разгадывать головоломку сначала.

Экспериментальный проект двух гениев – Линча и Фроста – начался в 1990 году. Первый сезон, содержащий восемь серий, перевернул все законы телевидения, совершил революцию и предъявил новые стандарты, став примером глубокой, психологической и по-настоящему художественной драмы.

Первый сезон был детективом с мистическим налётом; второй – мистическим триллером с детективным налётом и признаками бытовой комедии. Полнометражка провалилась в прокате, но без неё не поймёшь третий сезон. Жанр третьего сезона вообще невозможно определить:  здесь смешались мистика, абсурд, трагедия, фарс, мелодрама и пародия на все эти жанры.

Рай с убийствами, покушениями и поджогом

Маленький городок с маленькими человеческими драмами, приютившийся у горы с двумя вершинами – это не типичное американское захолустье. Это его телевизионный вариант, знакомый по приукрашенным фильмам и сериалам: с любовными треугольниками, воскрешениями из мёртвых, финансовыми аферами. По улицам города Твин Пикс ходят только девушки и женщины, похожие на моделей из глянцевых журналов с салонными причёсками и макияжем, и даже байкеры выглядят так, словно сошли с рекламных плакатов.

Убийство Лоры Палмер наверняка стало бы просто городской легендой, но, на беду местного истеблешмента, вторая жертва – Ронетта Пуласки – сбежав от маньяка, ненароком пересекает границу двух штатов. По закону, дело переходит к ФБР, и тогда под красивой обложкой открывается неприглядный криминальный омут контрабанды, наркотрафика, рейдерских захватов и подростковой проституции.

Всё не то, чем кажется

Вообще-то Линч говорил так только о совах, но фраза, ставшая поговоркой, применима ко всему сериалу в целом. Каждое событие, каждый кадр сериала, как и явления природы, можно считать знамениями, которые опасно и глупо воспринимать буквально. Совы – самый яркий пример; крики сов и появления этих птиц люди уже многие века воспринимают как предвестник чего-то зловещего, а не как обычные звуки.

Весь Твин Пикс — не то, чем кажется. Лора Палмер, отличница и королева красоты, развозящая обеды инвалидам и занимающаяся с умственно отсталым мальчиком – не та, кем кажется. Она стала проституткой и нюхает кокаин. Все обманывают друг друга; у каждого персонажа – несколько лиц. И если кого-то оправдывает «подселившийся» дух, то для большинства жителей Твин Пикса это естественное состояние.

Вигвамы, комнаты и ящики

Потусторонний мир в сериале – не нечто непостижимое и мистическое, а привычное место для героев. Он живёт по своим законам, и эти законы просты и логичны. Поэтому в этом мире так спокойно ориентируются агент Дейл Купер, для которого гадания – нормальный способ решения важных вопросов следствия, помощник шерифа индеец Хоук, майор Бриггс, работающий в секретном проекте «Синяя Роза», бывший агент и главный злодей Уиндом Эрл.

Есть два Вигвама, прообразы ада и рая – Чёрный и Белый. У Чёрного Вигвама есть «прихожая» – «Красная» комната. Здесь можно встретить своего «тёмного» двойника. Время в «Красной» комнате течёт по-своему. У всех обитателей прерывистая и неясная речь, как это часто бывает во сне.

Идея с потусторонними «вигвамами» встречается в теософских учениях, в частности, у Алистера Кроули в романе «Лунное дитя».

Вигвамы можно увидеть во сне, можно попасть в них после смерти, а можно проникнуть в определённое время в нужный час через вход в лесу Гоствуд, используя своеобразные ключи-эмоции: для Чёрного – страх, а для Белого  Вигвама — любовь.

В третьем сезоне появляется ещё один проход –  стеклянный ящик, за которым в Нью-Йоркском небоскрёбе некий молодой человек наблюдает день и ночь, и новая комната – «Пурпурная», где заперта безглазая женщина.

Финал второго сезона показывает агента Купера, который, спасая девушку Энни, остаётся в Чёрном Вигваме на «положенный» срок – 25 лет, а его место занимает «злой» двойник с духом-подселенцем. В третьем сезоне, спустя время, отведённое законами потустороннего мира, Куперу удаётся ускользнуть через «Пурпурную» комнату в реальный мир. «Злой» Купер, согласно тем же законам, должен вернуться в Вигвам, но он предусмотрительно создал обманку, называемую «тульпой» – ещё одного фальшивого двойника, Дагги Джонса, и возвращает его вместо себя. Из-за того, что равновесие нарушено, вернувшийся 25 лет спустя Купер заторможен и отключён от реальности.

Сто лиц зла и добра

Убивает Лору Палмер злой бесплотный дух, который может завладеть человеческим телом. Он питается эмоциями саморазрушения, злобы, секса, насилия. Его зовут Боб, и он заманивает детей, предлагая им поиграть с огнём. Раньше у него был напарник по имени Майк, но он раскаялся, отрезал себе руку с символической татуировкой и помогает бороться с Бобом. Из его отрезанной руки появился карлик, встречающий агента Купера в «Красной» комнате и дающий подсказки. Этот карлик в Третьем сезоне превращается в электрическое дерево.

Главное, что эти духи не могут селиться в человеческих телах без приглашения. У Лоры Палмер хватило духу противостоять Бобу. Она обманывала своего парня с другим, обманывала другого, обманывала родителей и весь город, но Боба так и не пригласила. Поэтому он убил Лору руками самого дорого ей человека, у которого не хватило сил противостоять ему.

Красота и доброта Лоры, жившие, несмотря ни на что, в её душе, оказались сильнее блестящего ума Уиндома Эрла, который потерпел полный крах, желая победить Боба, подчинить его себе и нарушить законы Чёрного Вигвама.

Символически духов-подселенцев можно рассматривать как психиатрические диагнозы или тёмные стороны, присущие каждому человеку. Всем иногда хочется «поиграть с огнём», но не все отдают свою душу на откуп злу.

В Белом Вигваме обитают Великан (Пожарный) и Сеньорита Дидо. Великан впервые появляется в 1 серии 2-го сезона и даёт подсказки раненому агенту Куперу. Агент ФБР Купер верит в сны и методы тибетских мистиков. Он принимает законы потустороннего мира и сам становится его частью.

Цифры и символы

У вас не двоится в глазах: двойки – это один из символов сериала, начиная с названия (twin-близнец); двойники в Чёрном Вигваме; Лора и кузина Мэдди; два Вигвама, два дневника Лоры, два Купера взамен одного.

В 2.53 открываются «двери» между мирами. 3 и 15 — цифры на щите в «Пурпурной комнате». К 15 Купер прорваться не смог, вышел через 3 в 3-ей серии, чтобы в пятнадцатой серии ткнуть в розетку вилкой. В 315 номере обитал юный Купер в отеле Твин Пикса.

Стебли чёрной кукурузы – символ зла и смерти. Кукурузная каша – символическая пища духов, ядовитая для людей. Вспышки света – признак приближающегося видения, соприкосновения миров. Знак из «Совиной пещеры» – один из символов бесконечности, контурами напоминающий сову, которая, в свою очередь, предрекает смерть. Таким образом, символизм в «Твин Пиксе» многослойный и многоуровневый.

В чём смысл 8 серии 3-его сезона?

Серия представляет историю сотворения Зла – Боба и Добра – Лоры. Майор Бриггс и агент Коул знали страшной матери Зла «Джуди», обитающей в лесу. Она появляется в 1 серии в стеклянном ящике и убивает охранника, она в 8 серии «рожает» Боба после ядерного взрыва в июле 1945 года. Из-за этого энергетического выброса Джуди извергает жуткие яйца, в одном из которых видно Боба.

Затем яйцо созревает в радиоактивных песках пустыни, и из него вылупляется жук-лягушка. Дух Зла – «Дровосек» – при помощи радиопередачи усыпляет слушателей, и жук проникает в жертву. Одна из версий гласит, что девушка, в которую он вселился – Сара, мать Лоры Палмер. Это значит, что у Лоры практически не была шанса: зло владело обоими её родителями.

В Белом Вигваме Великан-Пожарный и дама в чёрном – Сеньорита Дидо узнают о произошедшем. Чтобы восстановить равновесие, они создают золотой шар, в котором заключён дух Лоры Палмер.

В чём смысл концовки третьего сезона?

Пытаясь спасти Лору, неутомимый агент попадает в альтернативную реальность, где она носит другое имя, и в её доме живут Тремонды (Тремонды – хозяева дома, где жили странные бабушка и внук во втором сезоне).  Меняются и Купер с его верной секретаршей Дайаной, теперь их зовут Ричард и Линда.

Внезапно «альтернативная» Лора слышит мать, зовущую её по имени. Она понимает, что 25 лет провела в мороке, и отчаянно кричит. В следующем кадре они с агентом Купером снова в «Красной» комнате, и Лора, наклонившись, шепчет ему на ухо ответы на все тайны. На все ли?

Вечный поиск верной дороги среди миров будет повторяться снова. Рыцарь обречён скитаться, пытаясь спасти любовь и потерять её. И уже не понять, происходили эти события до того, как Купер шагнул в Чёрный Вигвам за Энни и Эрлом, или перед нами пролог 4 сезона. Линчу и Фросту опять удалось обмануть нас и заставить поверить в то, что история Твин Пикса может завершиться.

На самом деле это повесть о том, что и счастливый конец может стать западнёй, что в жизни бывают ошибки, которых не исправить, и не всегда можно вернуться в родной дом, который снится тебе каждую ночь.