КОШМАРЫ НОТР-ДАМ-ДЕ-ПАРИ

Невозможно представить себе знаменитый парижский собор Нотр-Дам-де-Пари без изваяний фантастических чудовищ, торчащих из стен. Кто не помнит горбуна Квазимодо, который балансирует на головокружительной высоте, ловко цепляясь за их фигуры? Кто они, эти кошмарные существа, зачем и почему оказались на сводах христианского собора? Они называются горгульи и выполняют чисто практическое предназначение. В XIII веке люди верили, что горгульи отпугивают нечисть и защищают от врагов. Поэтому строители храма украсили наружные выходы водостоков оскаленными пастями чудовищ. По существу, горгульи служат для отвода дождевой воды, отбрасывают ливневую массу далеко за пределы собора, защищают стены и фундамент от разрушения.

Кадры из фильма «Собор Парижской Богоматери»
Кадры из фильма «Собор Парижской Богоматери»

Значительно позднее, в первой половине XIX века архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк дополнил внешний облик Нотр-Дам-де-Пари фигурами химер. Гротескные, уродливые существа с телом обезьяны, крыльями летучих мышей, козлиными рогами, змеиными головами и другими атрибутами неоготики олицетворяли человеческие грехи и силы зла. Их функция, в отличие от горгулий, оставалась чисто декоративной. Химеры расположены на специальной галерее позади основных башен собора.

Самая главная химера - крылатый демон-вампир, полуженщина-полуптица Стрикс. Плиний Старший в своей «Естественной истории» пересказывает легенду о Стриксе, который пугает людей пронзительными криками и питается кровью новорожденных.

Шарль Мерион. Химера Стрикс. Офорт 1853.
Шарль Мерион. Химера Стрикс. Офорт 1853.

Химеры хищно взирают на расстилающийся у подножия собора Париж и будто бы выбирают себе очередную жертву. Грозное напоминание тем, кто ведет неправедную жизнь…