НЗИНГА МБАНДЕ. КОРОЛЕВА-ВОИН-ЖЕНЩИНА.

НЗИНГА МБАНДЕ (Nzinga Mbande) (иногда Зингуа: Zingua) (1583 ? -1663), королева средневековых африканских государств Ндонго и Матамба.

Точная дата рождения неизвестна. Родилась ок. 1583. Принадлежала к одной из самых больших и древних этнических групп, проживавших на территории современной Анголы. Дочь короля Килуанжи и его второй жены Кангелы. По воспоминаниям, родилась с обмотанной вокруг шеи пуповиной. Согласно африканским верованиям, такие люди обладают гордым и надменным характером. Местная колдунья предсказала, что однажды девочка станет вождем своего племени. Помимо Нзинга в семье были еще ее старший брат Мбанди (1579-1617) и младшие сестры Мукамбу (1584-?) и Кифунжи (1587-?).

В конце XVI в. центральная и юго-западная Африка подверглись безжалостной колонизации французами и португальцами. Резко возросли объемы работорговли. Над туземным населением возникла реальная угроза истребления. Одним из оплотов сопротивления белым завоевателям явился Килуанжи - отец Нзинга. В своей борьбе он не мог опереться на старшего сына – толстого и ленивого юношу, который не проявлял никакого интереса к управлению государством.

Зато Нзинга превзошла все ожидания отца. Он воспитал ее по образцу мужчины-воина. Нзинга с детства прекрасно стреляла из лука, проявляла чудеса настойчивости и неутомимости на охоте. Обладала незаурядным природным умом и хитростью, в дальнейшем позволившими добиться больших успехов в дипломатии. Однако, отношения с братом были безнадежно испорчены. Нзинга открыто высказала все, что о нем думает в присутствии придворных и наложниц. За неслыханную дерзость отец вынужден был отправить дочь в изгнание, но быстро простил, уступая многочисленным просьбам. Нзинга являлась всеобщей любимицей. Многие современники, в т.ч. политические и военные противники, считали, что у нее единственный недостаток - принадлежность к женскому полу.

На тринадцатом году жизни, в 1595 Нзинга была выдана замуж за сына вождя соседнего племени Азезе. Несмотря на малолетство обоих супругов, брак оказался удачным. В начале 1600-ых у них родился сын. Однако, вскоре после этого Азезе погиб в бою. В 1617 умер король Килуанжи и трон наследовал его сын Мбанди. Жизнь Нзинга оказалась в опасности. Однако, наследник престола неожиданно скоропостижно скончался. Ходили упорные слухи, что Нзинга отравила своего брата. Воспользовавшись отсутствием вождя, португальцы напали на столицу племени Кабасу и сожгли ее дотла. Нзинга с близкими людьми бежала в горы и возглавила вооруженную борьбу против колонизаторов.

Начиная с 1624 Нзинга единовластно правила своим племенем в изгнании. На протяжении почти сорока лет она разными способами удерживала свои позиции перед лицом превосходящих сил противника. Нзинга лично участвовала в боевых действиях, которые неоднократно сменялись переговорами. Условия перемирий не соблюдались ни той, ни другой стороной, взаимные уступки служили лишь для затяжки времени.

Nzinga Mbandi: Queen of Ndongo and Matamba from the UNESCO series on women in African history. Illustrations by Pat Masioni.
Nzinga Mbandi: Queen of Ndongo and Matamba from the UNESCO series on women in African history. Illustrations by Pat Masioni.

Для достижения своей цели Нзинга даже обратилась в христианство и приняла имя донна Анна де Соуза (Dona Anna de Sousa) в честь своей крестной матери, жены португальского губернатора. С 1626 она использовала это имя в официальной переписке наравне с титулом королева Андонго (rainha de Andongo).

Нзинга требовала, чтобы соплеменники называли ее королем (muchino), без указания мужского или женского пола. Потерпев поражение от португальцев на реке Кванза, Нзинга отступила на восток. В середине 1630-ых завоевала государство Матамба и стала его правительницей. Она держала под своим контролем важнейшие пути работорговли. В 1641 Нзинга заключила союз с голландцами, высадившимися в Анголе и разгромившими португальскую армию. В 1657 Нзинга подписала мирный договор со своим извечным врагом Португалией. Она устала от сражений и позволила на своей территории деятельность христианских миссионеров. Монахи-капуцины Антониу ди Оливейра де Кадорнега, Джованни да Кавацци Монтекукколо и Антонио да Гаэта Наполи составили довольно подробные, хотя и тенденциозные жизнеописания Нзинга.

Ей приписывали такие варварские ритуалы, как каннибализм и жертвоприношение детей. Документальных подтверждений на этот счет не имеется. Несмотря на неоднократные покушения на свою жизнь, Нзинга дожила до восьмидесяти лет и умерла своей смертью 17 декабря 1663 в Матамба. Похоронена с королевскими почестями в леопардовой шкуре с луком и стрелами в руках. В настоящее время Нзинга считается национальной героиней и матерью ангольского народа. В ее честь установлен памятник и названа главная улица в столице Анголы Луанде. Образ Нзинга воплощен в пьесе Элизабет Оркердсон Мазруи «Nzinga, the Warrior Queen» (2006).

Еще при жизни Нзинга сложились легенды о ее непомерной сексуальной активности. Во многом этому способствовал созданный ею самой образ женщины-воительницы, предпочитающей мужской стереотип поведения.

Кадр из фильма Серджио Грациано "Нзинга - королева Анголы", 2015
Кадр из фильма Серджио Грациано "Нзинга - королева Анголы", 2015

Маркиз де Сад в своей книге “Философия в будуаре” утверждал, что Нзинга приняла закон, по которому любая женщина под страхом смерти обязана дать удовлетворение любому мужчине, если он того захочет. Сама Нзинга, якобы, имела в своем распоряжении целый мужской гарем. За право вступить с ней в связь, воины бились в поединках, хотя знали, что после ночи наслаждений их ждет казнь на костре.