Как приучить ребенка к чтению. Современный подход

31 July

Почему современные дети не любят читать? Кто в этом виноват? Что с этим делать? Ответами и практическими советами делится создатель интерактивных оживающих AR-книг и основатель проекта Magic Story Лиана Ханова.

Часто слышу жалобы от родителей, что ребенка или подростка не заставить читать. Как вы считаете, в чем кроется проблема нелюбви к чтению? 

Сегодня многие исследования доказывают, что нынешнее поколение детей перестают читать книги. Детям до 8 лет книги еще интересны, а с 9 лет число любящих чтение снижается с 40% до 28% и продолжает падать.

Дети современности родились в эру повсеместного использования смартфонов и интернета. Уже к 2 годам ребенок обучается базовым принципам их использования. При этом контент, который они привыкли употреблять — развлекательный, живой, динамичный, эмоциональный, где картинка меняется с быстрой скоростью.

Книги меркнут рядом с гаджетами, мультиками и играми, потому что остаются в старом формате: с небольшими статичными картинками, обилием текста и сложными устаревшими фразами. Из-за этого чтение воспринимается как скучное и медлительное занятие.

Как решить эту проблему в современных условиях?

Единственное занятие, к которому любовь не пропадает с возрастом — это игры. Поэтому самый работающий способ удерживать или возрождать интерес к книгам — это геймификация чтения.

Геймификация — это не про замену чтения играми, а напротив, про создание удовольствия вокруг чтения и изменения подхода, добавляя динамику, мотивацию, вознаграждение и четкие правила взаимодействия. Такой формат знаком и понятен детям.

К примеру, в школе уроки литературы можно геймифицировать так:

  • Вместо контрольных работ учитель ставит челленджи и миссии. Миссия — показать, что ты прочитал и запомнил книгу или главу. Чтобы выполнить миссию ребенок выбирает себе один из челленджей — написать эссе, поставить театрализованную сценку или сделать презентацию по прочитанному.
  • За каждую прочитанную главу или книгу собирать очки, набирать баллы и бейджи, которые позволяют переходить на уровень выше, где получают конкретное вознаграждение за достижение.
  • Организовывать учеников в команды. Они могут читать друг для друга или участвовать в челленджах, где будут зарабатывать очки для своей команды.

Возможностей применения геймификации много. К примеру, список “летней литературы” ученики вспоминают только под конец августа. Если добавить геймификацию, то уже прочиталась бы треть или половина из списка.

Личный опыт

Видно, что дети стали зависимы от развлекательного контента и гаджетов. Однако мы не должны ломать это, ругать за это и занимать противоположную контр-позицию. Правильнее это использовать на выгоду и создавать интерактивные решения.

В Magic Story мы геймифицируем чтение и разрабатываем интерактивные книги, где страницы оживают в дополненной реальности (AR).

Из наших книг выпрыгивают 3D персонажи, разговаривают, играют с ребенком, дают развивающие задания, а на фоне играет детская веселая музыка.

AR создает вокруг книг ауру волшебства. Детей это быстро втягивает и заинтересовывает. Они начинают фантазировать и чувствовать себя волшебниками. Волшебная палочка — это смартфон ребенка, где установлено наше бесплатное приложение.

Такие 3D анимационные сценки мотивируют читать, потому что единственная возможность продолжить живой “мультик” — переворачивать страницы и дочитать до конца. Как следствие, у ребенка прививается любовь к чтению.

Вдобавок, AR развивает фантазию, пространственное мышление и креативность.

.При этом книга самодостаточна сама по себе и без приложения. Потому что вдобавок к дополненной реальности мы используем еще другие механики геймификации: задания для развития логики на страницах книги и сказка, написанная в виде увлекательного квеста.

Чтобы завлечь в сказку еще глубже мы используем мощную методологию — персонализацию. Так сказка получается именной и сюжет строится вокруг имени ребенка. Ребенок понимает, что главный герой сказки — это он сам.

В результате, с подобными интерактивными книгами дети даже не чувствуют, как дочитывают до конца и начинают заново по новой. В игровой манере они заглатывают странички за другой и не замечают, как заодно учатся.

Практические рекомендации

Напоследок, хочу резюмировать и поделиться списком работающих методов:

  • Покупайте детям интерактивные книги. Они могут стать “открывашками” в читательский мир ребенка. Со временем можно потихоньку уменьшать интерактивные элементы и перейти к традиционным форматам.
  • Внедряйте и применяйте игровые механики в чтении книг.
  • Читайте сами. Взрослые подают живой пример.
  • Читайте детям вслух даже после того, как они сами уже научатся читать. Это является еще одним фактором, почему дети перестают любить книги.
  • Позволяйте выбирать детям, какую книгу покупать. 74% опрошенных детей говорят, что они будут читать больше, если найдут книги, которые им будут нравиться. Нет ничего страшного в том, что ребенок читает фантастику или комиксы, а не классику.
  • Попробуйте читать книги, которые основаны на фильмах, мультиках, играх, которые они любят. Либо попробуйте посмотреть экранизацию книги вначале, а потом читать книгу.
  • Сделайте из этого приятный ритуал. К примеру, в четверг вечером 30 мин читайте вместе книгу. Со временем это превратится в привычку.
  • Придумывайте и играйте в игры с книгами. Одна из самых простых игр — один игрок называет слово на странице, а другой ищет и показывает. Любое взаимодействие с книгой приближает нас к конечной цели.
  • При правильном использовании гаджеты — это инструмент и новые возможности, а не барьер в решении этой проблемы.