Как стать редактором инфографики?

10.01.2018

Какие-то профессии стали уже привычными, а некоторые только-только зародились и до сих пор вызывают вопросы. Что же делать, если ты хочешь выбрать для себя подобную специальность и не знаешь, где на нее учатся? Наш ответ: читать ГУИР!

Сегодня мы публикуем историю Сабины Вахитовой, редактора Студии инфографики ТАСС, о том, что нужно, чтобы работать с инфографикой, и где этому можно научиться в России.

Начало

Учась на первом курсе факультета журналистики и социологии тогда еще Казанского государственного университета, я впервые услышала слово «инфографика». Наш преподаватель Марина Владимировна Симкачева рассказывала нам о тенденциях в этой области и демонстрировала лучшие примеры визуализации данных. Мне тогда показалось, что я вижу настоящую магию. Это была любовь с первого взгляда. В тот момент я решила, что буду заниматься только инфографикой.

Учеба
Сначала я окончила пятилетний курс в КФУ по направлению «Периодическая печать». Я работала в разных СМИ Татарстана, моя первая публикация вышла в 2007 году в газете «Подсолнух» родного города Зеленодольска в Татарстане. А первую инфографику я попыталась сделать уже на втором курсе. Сразу выступила и в роли дизайнера, и в роли редактора… Правда, эту работу я потом так никому и не показала.

Мне не хотелось останавливаться! Так что я стала искать новые векторы развития. В 2015 году поступила на магистерскую программу «Мультимедийная журналистика» в «Вышку» и переехала в Москву. Я год готовилась к экзамену по английскому, собирала портфолио и рекомендации — это было очень непросто.

Поступив в магистратуру, я сразу же записалась на «Основы инфографики и презентации данных» к Алексею Новичкову, который теперь руководит Студией инфографики ТАСС.

Так или иначе, но все мои студенческие работы были связаны с инфографикой: если эссе — то по истории визуализации данных, если биография — то таймлайн жизни Флоренс Найтингейл. Ну и, конечно, магистерская диссертация, в которой я исследовала организацию производственного процесса создания инфографики.

Сегодня существует много онлайн и офлайн курсов по инфографике в России, но очень важную роль играет самообразование. Нужно всегда стремиться к изучению любимой сферы самому.

источник: Wikipedia.org
источник: Wikipedia.org

Кто нужен инфографике

Первое, что я поняла, когда начала заниматься визуализацией данных, — тут нужны дотошные люди. Специалисту в этой области должно быть интересно все! При этом создатель инфографики должен хотеть найти в любой области то, что ему интересно: самое важное и яркое среди большого, а иногда непомерно большого объема информации. Затем нужно суметь точно раскрыть тему для аудитории.

Как я упоминала выше, в инфографике в широком смысле есть две профессии: это дизайнер и редактор. Если говорить о первых, сегодня в профессиональном сообществе их часто называют «инфографы».

Мне посчастливилось работать со многими талантливыми графическими дизайнерами. Для одних создание инфографики было лишь одной из разнообразных компетенций, для других — основной областью деятельности. Но в любом случае, чтобы делать интересную инфографику, нужно иметь определенный склад ума.

Что касается второй профессии в нашей сфере — редактора инфографики, которым, кстати, являюсь и я, здесь иная задача. Важно рассказать историю, провести читателя по всем основным точкам повествования. Что для этого нужно? На мой взгляд, редактору необходимо уметь писать и структурировать тексты, искать данные, готовить их к анализу и находить в них самую суть, интересную аудитории. При этом нужно обладать визуальным мышлением, то есть видеть, что может перерасти в инфографику, а что — нет.

Сегодня в ней, как и во многих областях, также очень ценится умение программировать, например, на языке Python. Сейчас я как раз ночи напролет провожу с онлайн-уроками по программированию. Пока, честно говоря, осваиваю с трудом

О том, что вдохновляет

Ориентиры есть всегда. Конечно, есть издания, на чьи проекты хочется равняться. В первую очередь это The New York Times, The Washington Post, National Geographic, The Guardian, Bloomberg и другие. Крупные проекты мы с коллегами всегда обсуждаем, изучаем новые приемы и, конечно, учимся.

Кроме того, источник вдохновения для меня и классические визуализации. Например, на моем столе уже несколько лет стоит схема похода Наполеона Бонапарта в Россию в 1812 году, созданная Шарлем Жозефом Минаром. На мой взгляд, это одна из лучших работ по инфографике.

О работе

Уже больше года я работаю редактором Студии инфографики ТАСС. Студия была основана в сентябре 2016 года, и за это время мы совместно с редакцией сайта ТАСС выпустили большое количество проектов разной степени сложности.

Для меня это возможность работать с профессионалами своего дела. В студии каждый проект становится для меня самым любимым, а каждый день на работе дарит новые знания и умения.

Если бы меня спросили еще тогда, на первом курсе факультета журналистики в Казани: «Что для тебя работа твоей мечты?», я бы описала свою работу сегодня.

О признании

В нашей сфере существуют общие премии в области дизайна, где инфографика может быть одной из номинаций, — так, например, все устроено в HOW International Design Awards. Кроме того, есть конкурсы, посвященные только инфографике. Самые известные: Malofiej и Kantar Information is Beautiful Awards.

Каждая премия имеет свою историю, в конкурсах принимают участие проекты из разных стран, многие лучшие работы становятся классикой.

Ежегодно медали присуждаются и студиям инфографики из России. Хорошо помню: когда я училась на четвертом курсе, в Казань из Москвы пришла новость о новом прорыве в области российской инфографики. Серебряной медалью конкурса Malofiej (который позиционируется как «Пулитцеровская премия в области инфографики») была отмечена целая серия инфографических работ РИА «Новости» о гибели «Титаника». Тогда это был настоящий праздник.

В этом году произошел новый прорыв. Можно так сказать: «Маленький шаг Студии инфографики ТАСС — огромный шаг для индустрии инфографики в целом». Информационное агентство ТАСС получило премию Kantar Information is Beautiful Awards! В работе над проектом объединились команды нашей студии инфографики и редакции сайта.

Пользуясь случаем, хочу сказать своим коллегам: Маргарите Головиной, Дарье Мазур, Алексею Новичкову, Кристине Недковой, Антону Мизинову, Анастасии Зотовой, Глебу Тржемецкому — для меня огромное счастье — работать с вами!

Сотрудники ТАСС на вручении Kantar IIB Awards (Сабина — вторая слева). Источник фото — ТАСС: http://tass.ru/spec/photooftheweek_2017w48
Сотрудники ТАСС на вручении Kantar IIB Awards (Сабина — вторая слева). Источник фото — ТАСС: http://tass.ru/spec/photooftheweek_2017w48

Мы получили «золото» в категории «Окружающая среда и карты» за проект «Когда пришел Наполеон». Для нас большая честь, что ТАСС стал первым представителем российских СМИ, который был удостоен этой премии. Признание иностранными коллегами означает, что мы на верном пути.