Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения.

02.05.2018

Сложно решиться на учебу в другом городе и тем более – в другой стране? Погодите про культурную разницу. Школяр прошлых эпох сначала должен был еще добраться до университета, и по сравнению с этой дорогой семь суток в плацкарте – как по радуге в небеса. Даже верхом или в наемной карете от качества дорог у вас запросто могла образоваться грыжа.

Успели ускакать из чумного города до начала эпидемии? В следующий вас не пустят без платной справки от секретаря суда, что вы здоровы. Не успели? Гм… на все воля Божья.

Во время войн вас могут принять за шпиона и незамедлительно вздернуть на суку.

Иногда быть оборванным и нищим пешеходом в компании таких же голодранцев лучше, чем хорошо одетым, на коне и с кошелем. Разбойники не переводятся на оживленных дорогах, да и содержатели придорожных таверн в глуши могут решить, что, если перерезать вам глотку и присвоить все имущество, никто об этом не узнает.

Но и бедность не защитит от посягательств на жизнь и свободу. Ломоносов чуть было не превратился в прусского рейтара. Тредиаковский «шедши пеш за крайней бедностью» не раз арестовывался, как бродяга.

Наконец, вы прибыли в большой, кишащий людьми город и нашли здание университета. Собеседование с одним из профессоров, денежный взнос… и все, вступительные экзамены на этом закончены? Да, теперь вы официально студент. Но не расслабляйтесь.

Вам еще предстоит пережить встречу с будущими соучениками.

«В разных общинах обряды посвящения в студенты отличались друг от друга. Например, в Монпелье новичок должен был «совершить прыжок» (с высоты или через препятствие). По их завершении посвященный целовал руку бакалавра, который только что над ним издевался, и устраивал пирушку для новых товарищей. После этого он поступал в слуги к одному из старших, должен был чистить его одежду и обувь, быть у него на посылках, прислуживать за столом. Только через год, задав новую пирушку, «птенец» становился «стариком» и мог сам тиранить новичков.

В Алькале новеньких клали на колесо, выгоняли на улицу без верхней одежды, когда шел снег, били палками…»

Следующий насущный вопрос – где жить во время учебы? Конечно, хорошо, если заботливые родители высылают деньги. Тогда можно квартировать в доме своего преподавателя, получив одновременно и домохозяина, и покровителя в университете.

А если с деньгами, как это обычно бывает у студентов, негусто? Какими тогда были общежития? Послушайте Эразма Роттердамского, который учился в Коллегии Монтегю для студентов-теологов.

«В своих письмах он без конца сетует: помещения спален вредны для здоровья, стены ледяные, покрыты одной штукатуркой, тут же рядом отхожее место, от которого несет вонью; кто станет долго жить в этой „уксусной коллегии“, тот непременно заболеет и умрет. Не радует его и еда: яйца и мясо тухлые, вино кислое, и ночи напролет проходят в бесславной борьбе с насекомыми. „Ты из Монтегю? — шутит он позднее в своих „Разговорах“. — Должно быть, голова твоя в лаврах? — Нет, в блохах“.

Сам процесс учебы тоже никто не собирается делать комфортным и увлекательным. Однако многое зависит от точки зрения: например, к физическим наказаниям в университетах прибегают довольно редко, предпочитая наказывать голодом, холодом и денежными штрафами. Налицо более уважительное отношение, чем в школе, где латынь вбивают розгами.

Роль конспектов в учебе вполне сравнима с современной, зато вам будет трудно привыкнуть к тому, как драгоценна бумага: порой студенту приходится выбирать между тетрадью и завтраком, обедом и перьями, чернилами и ужином. И вы никогда не задумывались, как выглядел «поиск источников» в доинтернетовские времена? Надеюсь, вам понравится читать стоя, переворачивая страницы книги, прикованной цепями к пюпитру. Почти как особо опасные книги в библиотеке Хогвартса, только укусить не пытаются.

С другой стороны, буйстововали студенты тогда так, что по сравнению с ними, интеллигенцией былых времен, нынешние ВДВшники должны тихо утопиться в фонтанах от стыда.

«Двадцать шестого февраля 1229 года, в самый разгар карнавала, студенты снова схлестнулись с сержантами парижского прево, пытавшимися усмирить буянов. Хозяин трактира не пожелал отпустить студентам вино даром; пустяковая ссора переросла в сражение между горожанами и школярами. Все кабаки были разгромлены, вино вылито на землю, множество людей избито до полусмерти; победа осталась за студентами. Горожане пожаловались королеве Бланке Кастильской, и та велела парижскому прево «принять меры». Он с радостью повиновался: несколько студентов были убиты, множество других покалечены. В знак протеста университет прекратил лекции, и 15 апреля профессора покинули Париж, уведя за собой большую часть слушателей в Оксфорд и Кембридж. Оставшиеся же и не думали менять свой образ жизни».

Да и развлекались школяры с отменной фантазией.

«В «Справочнике превосходного студента» 1495 года перечисляется всё, что было запрещено учащимся (вероятно, список был составлен на основе практических наблюдений): проводить ночь (которая начинается в восемь-девять часов вечера зимой и в девять-десять часов летом) вне дома, забавляться по воскресеньям с мирянами (студенты считались клириками), купаться по понедельникам, слоняться по рынку по средам, отсутствовать на заутрене, дремать на мессе, пропускать вечерню, драться с малышней, марать книги во время службы, производить беспорядки, говорить глупости, рубить деревья, мешать палачу, когда он исполняет свои обязанности, декламировать комедии в церкви и на кладбище…»

Время идет, все меняется: новые правила, новые запреты, новые нюансы учебы, лекции читают, уже не просто пересказывая учебник, а суммируя самые актуальные научные знания, идут горячие диспуты о гелиоцентрической системе мира, идет преподавание астрологии на кафедре медицины, проходят буйные драки в анатомических театрах между студентами-медиками и подмастерьями хирургов…

И, чем больше все меняется, тем больше остается неизменным?

Читатель может оценить сам, как много общего у современных студентов со школярами Средневековья и Просвещения, если прочтет любопытную, масштабную, насыщенную интересными деталями книгу Е.В. Глаголевой «Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения».

Без сомнения, она будет интересна и тому, кто был студентом, тому, и кто собирается им стать, и тому, кто сейчас пребывает в этом гордом звании.

Источник: https://studlance.ru