Протесты студентов ВШЭ против «блокировки»

4 December 2018
<100 full reads
118 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 69% of the total page views
2 minutes — average reading time

Новая система, которая предполагает введение так называемых блокирующих оценок, вызвала бурное негодование студентов Высшей школы экономики.

Суть системы в том, что преподаватель может сделать любое задание решающим, и неудовлетворительная отметка по нему повлечет недопуск к экзамену. Учащиеся боятся, что такой подход приведет к манипуляциям со стороны преподавателей и массовым отчислениям. Во время Ученого совета, на котором принималось новое положение, около 170 студентов устроили акцию протеста в здании университета.

«Блоки не нужны», «Заблокируйте блокирующие», «Где наш ректор?» — с такими плакатами студенты пришли в вуз в день Ученого совета, на котором должны были принять положение о новой системе оценки знаний. Еще летом в Интернете появилась петиция против введения блокирующих отметок в ВШЭ. По рассказам активистов, около 80% учащихся не поддерживают новое положение.

Последние годы у нас была понятная система оценок, итоговый балл складывался из текущей аттестации и экзамена, — рассказывает один из студентов. — При старой системе, даже если ты не очень здорово ответил на экзамене, можно было сохранить хороший итоговый балл. Теперь же получается, что одной блокирующей отметкой можно перечеркнуть работу студента за семестр. При этом все остается на усмотрение преподавателя: он может сделать блокирующим любое задание — от домашней до контрольной работы или устного ответа.

Учащиеся боятся, что это может привести к злоупотреблениям со стороны некоторых преподавателей: у них будут все возможности просто «завалить» неугодного студента.

По словам студента, акция протеста пошла на пользу: удалось добиться от администрации ряда изменений, в частности, о возможности пересдачи «блокирующих отметок». После Ученого совета с протестующими пообщался ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов:

Я поддерживаю любое повышение прозрачности оценки. Принцип вышкинский — это проверяемость, доказательность оценки. Я готов всячески это поддерживать. С чем я не согласен и что не буду поддерживать — когда борьба за интересы студентов является борьбой за то, чтобы избежать содержательного контроля. Любой студент, который сумел пройти в Вышке весь путь обучения, воспринимается рынком как профессионал, и я не буду поддерживать вещи, которые размывают это.

В пресс-службе ВШЭ нам прокомментировали ситуацию так:

«Блокирующие оценки» отменили в ВШЭ в 2013 году, но весной этого года решили вернуть. Их суть заключается в том, что несданный «блокирующий» элемент — например, контрольная или экзамен — не позволяет студенту получить положительную оценку по предмету.

Причиной возвращения к «блокирующим оценкам» стало понимание того, что в определенных дисциплинах только обязательное освоение некоторых знаний и умений гарантирует в итоге высокое качество образования. В первую очередь это касается инженерных направлений, информационных технологий, математики, экономики. При этом речь не шла о тотальном переходе к «блокирующим» элементам во всех дисциплинах, а только там, где это обосновано обеспечением качества образования. Но это все равно вызвало негативную реакцию части студентов.

В результате новое положение было принято Ученым советом с учетом еще одной поправки, предложенной Студсоветом НИУ ВШЭ, — о том, что «блокирующие» элементы можно будет пересдавать в сессию, а не после нее. В ближайший четверг, 6 декабря, проректор Валерия Касамара и помощник ректора Глеб Гаращук снова встретятся с активистами, чтобы продолжить содержательное обсуждение волнующих студентов проблем.

Источник: Московский комсомолец