Закон об обязательном распределении студентов-бюджетников

Система распределения, как и многое другое, что пришло к нам из СССР, вызывает споры. Недавно депутат Госдумы Сергей Вострецов предложил вернуть такую практику в российские вузы. Что это за система и как студенты смогут защититься.

Как было в СССР

Когда-то в Советском Союзе действовала система обязательного распределения выпускников высших учебных заведений. Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе. Специальная комиссия решала, кто из выпускников направится на предприятия и в организации, которые нуждались, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах профиля. В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус – «молодого специалиста», и такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

(с) M.russiainphoto.ru

Уклонение выпускника от работы по распределению наказывалось. Трудно поверить, что в 1939 году газета «Уральский рабочий» писала о выпускнице Свердловского медицинского института М. Т. Павлик, которая трижды отказалась ехать на работу по распределению, после чего была привлечена к уголовной ответственности по статье 131 Уголовного кодекса. Кроме того, молодому специалисту, который обзавелся семьей, полагалось отдельное жилье или место в общежитии с постановкой «на очередь», в случае если работник находился не в браке. Еще полагались подъемные деньги и бесплатный проезд до места. Таким образом, система работала на улучшение положения молодого специалиста. Да и организациям это было выгодно: к ним поступали образованные и хорошо мотивированные специалисты.

Однако нельзя не отметить, что такая практика была давлением на выпускника. Ведь не всем хотелось, чтобы их жизнь была спланирована по четкому графику. Чтобы не отдавать этот «долг» родине, студенты шли на разные ухищрения. Например, закон запрещал разлучать семейные пары, поэтому многие выпускники успевали фиктивно вступать в браки еще до окончания учебы. Если у супруга или супруги было высшее образование, им предоставляли самоопределение. Также студенты умудрялись получать фальшивые запросы с каких-либо предприятий, соответствующих профилю: что, мол, такой студент нам очень нужен. В ходу было все, ведь «на кону» стояла собственная свобода.

Что предлагается сейчас?

Недавно депутатом Государственной думы Сергеем Вострецовым был внесен законопроект, согласно которому студенты, получившие высшее образование на бюджетной основе, должны отработать в государственных компаниях срок, равный периоду их обучения. В случае если выпускник вуза отказывается от работы в компании по полученной специальности, его обяжут возместить расходы, потраченные на обучение из средств федерального бюджета.

(с) Firestock.ru

Это позволит помочь вчерашним студентам получить работу в стабильной государственной компании, сократить безработицу, а также упростить работодателям задачу по поиску высококвалифицированных кадров. По мнению главы комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, это попытка вернуться к практике советского времени, которая просто необходима в данный момент, в условиях рыночной экономики. Кроме того, депутат заметил, что законопроект решит вопрос с трудоустройством выпускников медицинских и педагогических специальностей.

Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд, поэтому многие студенты уже сейчас в ужасе «хватаются за голову». Ведь для иногородних молодых специалистов это будет значить, что они должны будут возвращаться в регионы и отрабатывать положенный срок на местах.

(с) Photo-men.com

Мнение эксперта

ГУиР задал вопросы эксперту, Сладковой Анастасии Вячеславовне, кандидату юридических наук, доценту кафедры административного права и процесса Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).  

Что изменится?

Каково ваше мнение о данном законопроекте? Как вы считаете, что поменяется в лучшую сторону с его принятием, а что – в худшую?

А. С.: Начну с положительных моментов. Выбор будущей специальности – это осознанный выбор студента. Такая ситуация очень хороша для выпускника, ведь он будет стопроцентно трудоустроен. Однако, на мой взгляд, здесь возникает много рисков для обеих сторон. Во-первых, я уверена, что выпускник часто будет заложником сложившейся ситуации, а выбор мест для трудоустройства – ограничен. Во-вторых, государство берет на себя повышенные обязательства, связанные с устройством на государственную службу. В-третьих, государство будет обязано принять на государственную службу человека вне зависимости от уровня его знаний, его личных качеств и стремлений. В такой ситуации мы получаем в большинстве своем сотрудников без мотивации, профессиональных стремлений и амбиций.

(с) Hyvesan.livejournal.com

 Как защититься?

Надо сказать, что выпускники восприняли эту информацию враждебно и хотят защитить себя от нововведений. Скажите, каким образом выпускнику, на которого возлагаются определенные обязательства, не существовавшие на момент поступления в вуз, избежать их исполнения?

А. С.: Это весьма предсказуемо, что выпускники восприняли данную информацию враждебно. Как правило, если законодатель вводит такие нововведения, то они распространяются в отношении тех людей, которые только будут поступать.

Если мы обратимся к статье 54 Конституции РФ, то в ней содержится универсальная норма, из содержания которой следует, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что такой закон, как правило, не может применяться к общественным отношениям, которые еще не возникли. Так что не все так угрожающе, как кажется на первый взгляд.

Если не хочешь работать по специальности

Допустим, студент получил профессию в области медицины, но не хочет лечить людей. Выплатить сумму, затраченную на его образование, тоже не представляется возможным. Можно ли предположить, что этим воспользуются банки, которые будут предлагать «кредиты за свободу»?

А. С.: Даже если предположить, что такая ситуация возникнет, я считаю, что человек осознанно идет на такой шаг. Ведь он сам выбрал профессию, которая ему чужда. Теперь пусть он отвечает за свои действия и выплачивает стоимость обучения. Мне сложно сказать, будут ли банки умышленно завышать процентную ставку для такой категории лиц, но такой риск есть. В любом случае человек должен будет выплатить долг.

Как быть с непопулярными специальностями

Как вы считаете, если принятая система закрепится на долгие годы, может ли это значить, что процент желающих поступить на такие специальности, как педагогика, сельскохозяйственная отрасль, будет очень низок из-за маленьких зарплат?

А. С.: В вашем вопросе есть рациональное зерно, потому что еще одной задачей государства в этой ситуации будет прогнозирование будущих востребованных профессий и установление оптимальных бюджетных мест для данной сферы экономики. Новая проблема, как говорится.

Резюмируя, хотелось бы надеяться, что данный законопроект не будет принят, потому что количество минусов в данной ситуации превышает количество плюсов.

Беседа с экспертом продемонстрировала непрозрачность и неоднозначность всей этой ситуации вокруг реформы. Будет принят законопроект или нет, пока неясно, но будем надеяться, что ни один выпускник не станет испытывать дискомфорт и давление во время обучения в вузе.

Евгения Сахно