Спиритизм и Фальсификация

10.12.2017

Общество психических исследований в Америке является одной из самых респектабельных спиритических организаций и предлагает считать общепризнанным, что некоторые люди могут получать информацию о явлениях и событиях будущего, настоящего и прошлого от неизвестных современной науке не телесных источников, в общение с которыми они могут вступать как сознательно, так и помимо своей воли. Кроме того некоторые люди могут, также, вызывать вблизи себя шумы, стуки и иные без прямого физического контакта с предметом, издающим эти звуки.

Соответствующий вердикт вынесли целый ряд научных и медицинских комиссий, включая и комиссию Британской Академии наук, которая самым тщательным образом исследовала спиритические явления в 1869-70 годах. С другой стороны, нет никаких подтверждений тому, что духи могут быть сняты на фотопленку или тому, что спириты могут добиться их материализации в видимую для всех форму, называемую эктоплазмой. И, как признает общество психических исследований, очень часто такие фото и демонстрации выделения эктоплазмы при проверке оказывались фальсификациями.

Сам термин «эктоплазма» принадлежит немецкому ученому Карлу Юнгу. Он не был спиритом, и его рассуждения сводились примерно к такому утверждению: «Если призраки и привидения действительно существуют и действительно являются материализацией обычно невидимых духов, то они должны состоять из особой субстанции, называемой «эктоплазмой». Она должна иметь нематериальное происхождение и появляться в нашем временном и пространственном измерении ниоткуда, чтобы затем исчезнуть в никуда». Юнг не пытался проводить опыты по материализации эктолазмы и вообще сомневался, что такое возможно.

Однако, многие спириты считали по-иному. В 1870 году в американских газетах появилось сообщение, что некий медиум Эндрью вызывает на своих сеансах призраки. Они являются неизменно в белых одеждах, и по эстетике сеанса их запрещено было трогать или фотографировать, так как это может повредить здоровью медиума. Сеансы Эндрью вызвали большой интерес, он собирал на них много публики и, вероятно, заработал на этом огромные деньги. Однако, нельзя с уверенностью сказать, был ли это настоящий спиритизм или обычные фокусы. Сам Эндрью признавал, что он не всегда может заставить духов материализоваться в призраки и ему не известно почему в одних случаях призраки появляются, а в других — нет. Характерно, впрочем, что призраки упорно не хотели появляться, когда способности Эндрью хотела проверить какая-нибудь авторитетная комиссия.

Европейские медиумы пытались повторить опыты Эндрью. Некоторые из них утверждали, что добились успеха. Скептики, правда, сразу же заметили, что «европейские духи» являлись только в отсутствии медиума и имели странное сходство с ним в чертах лица, в голосе, разговоре и походке. Дольше всего не удавалось разоблачить юную медиум Флоренсу Кук, которая в 1872 году в пятнадцатилетнем возрасте начала вызывать призрака по имени «Кэти Кинг». Исследованием этого феномена занялся знаменитый химик того времени Крукс. Но даже он не смог обнаружить фальсификацию. Исследования Крукса подробно описаны на русском языке в книге русского писателя-спирита Аксакова «Психические этюды». Крукс был просто очарован Флоренсой и, вероятно, просто не мог представить, что она сознательно может пойти на обман. Он мог допустить лишь «мнимую материализацию». Этим термином спириты обозначали действия медиума, который, впадая в гипнотический транс, бессознательно начинает изображать из себя призрака. Поэтому меры предосторожности против фальсификации при его экспериментах были не слишком строгие. Позднее, в 1880 году, когда Флоренса устраивала платный сеанс в Лондоне, несколько человек из публики были не столь деликатны. Во время сеанса они выскочили из зала и схватили «призрака». Тогда выяснилось, что «дух» изображала сама медиум только с фланелью в корсете и под платьем.

В 1905 году французский писатель Шарль Рише описал еще один случай материализации эктоплазмы. Это, якобы, делала в его присутствии медиум по имени Марта Беро. Во время сеансов из рта, носа и ушей медиума выделялась полужидкая масса, которая принимала разнообразные формы, пока не превратилась в одетую в белую мантию усатую фигуру, которая называла себя духом индийского факира Боа. Публикации Шарля Рише стали настоящей сенсацией. Правда, позднее, когда медиуму предложили пройти экспериментальную проверку, Марта Беро созналась в обмане. На самом деле, для демонстрации эктоплазмы Марта Беро использовала шифон, который обрабатывали фосфоресцирующими веществами, создающими эффект мистического мерцания в плохо освещенном помещении, где проводился сеанс. А индийского факира изображал слуга-араб. Рише, впрочем, отказался признать, что он был обманут. Он заявил, что саморазоблачение Марты указывает лишь на ее психическую неуравновешенность, что, как заявил Рише, весьма типично для медиумов.