Суперкары как искусство: как Lamborghini оказалась в музее «Эрарта»

10.12.2017

Что вам первое приходит на ум при упоминании музея современного искусства? Уверен, у большинства в воображении возникает картинка полутёмных залов, где подсвечены картины и скульптуры самых неожиданных сюжетов, цветов и форм, а всё это полушёпотом обсуждает интеллигентная понимающая толк в экспозиции публика. Вряд ли вы представите себе выставленные в музее современного искусства автомобили, поскольку автомузей для нас — это либо простой ангар с выставленными вдоль стен машинами, либо оформленное со вкусом помещение, но тоже напоминающее большой гараж или автопарковку. Но в любом правиле есть исключения и в этом случае им стал музей «Эрарта» и выставка «Lamborghini: Легенда дизайна».

Частный музей современного искусства «Эрарта» находится в Санкт-Петербурге на Васильевском острове — это первый музей современного искусства в Северной столице и самый крупный частный музей современного искусства в России. «Эрарта» (название образовано из слов era и arta и означает «время искусства») открылась 30 сентября 2010 года и с тех пор в коллекцию музей вошли более 2800 единиц хранения — живопись, графика, скульптура, объекты, инсталляции —в основном, произведения, созданные российскими художниками во второй половине XX — начале XXI веков. Речь идёт о самых разных направлениях — от реализма до абстракции и примитивизма — и поколениях — от 50-60-х годов XX века до наших дней — творчества.

А с 8 сентября 2017 года «Эрарта» стала ещё и автомобильным музеем! По крайней мере до 15 января 2018 года, когда завершит свою работу временная экспозиция «Lamborghini: Легенда дизайна». И я, как побывавший на этой выставке человек, настоятельно рекомендую успеть заглянуть в бывший Всесоюзный НИИ синтетического каучука имени С. В. Лебедева, где сейчас находится музей современного искусства, чтобы своими глазами увидеть культовые итальянские спорткары и познакомиться с историей бренда. Ну а если у вас нет возможности посетить Санкт-Петербург, то я предлагаю вам виртуальную экскурсию по выставке.

Посвящённая Lamborghini экспозиция находится на первом этаже правого крыла «Эрарты», где размещаются временные выставки. «Автомобили, наряду с общепризнанными образцами живописи или скульптуры, сегодня высоко оцениваются как в денежном эквиваленте, так и с точки зрения вклада в развитие мировой культуры. А фирменный дизайн Lamborghini может по праву считаться выдающимся наследием итальянского современного искусства», — гласит описание выставки, с которым трудно не согласиться.

При поддержке генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге, Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге, компании Automobili Lamborghini SpA, EF International Service Art и, конечно, музея «Эрарта» кураторам выставки Энцо Форнаро и Антонио Гини удалось сделать компактную, но очень насыщенную экспозицию, в которой много интересного найдут для себя как фанаты автомобилей, так и далёкие от суперкаров ценители искусства.

При входе гостей встречают развешанные по стенам своеобразные арт-объекты, иллюстрирующие возможные цвета окраски автомобилей Lamborghini, а в витринах можно увидеть рули и шильдики множества моделей, а также фирменные документы и рекламные материалы к итальянским спорткарам — как символы, во-первых, внимания дизайнеров марки даже к таким деталям и, во-вторых, как демонстрация трудов реставрационного подразделения Polo Storico, которое готово привести классические Lamborghini к оригинальному состоянию во всём, включая даже документацию.

Крайне не рекомендую игнорировать и фотографии на стенах, а особенно — сопровождающие их подписи. Изучение иллюстраций и кратких исторических справок позволяет лучше понять становление марки Lamborghini и те события, которые привели к появлению на свет отдельных моделей бренда. Масштабные макеты, выставленные в витринах, конечно, интересны, но не так, как реальные автомобили, коим в экспозиции тоже нашлось место!

Спустившись по лестнице со второго уровня выставки, оказываешься в окружении пяти легендарных Lamborghini — тут и одна из 150 выпущенных Lamborghini Miura SV, и одна из 224 сделанных Lamborghini 400 GT 2+2, и одна из 80 брутальных Lamborghini Diablo GT, и гоночный Lamborghini Gallardo LP 570-4 Super Trofeo для фирменного монокубка Lamborghini Blancpain Super Trofeo, и та модель, что лично для меня стала жемчужиной экспозиции — один из 40 сделанных Lamborghini Centenario! Об автомобилях я, с вашего позволения, поведают чуть позже, а пока об остальных экспонатах.

В уголке, посвящённом автоспорту, можно изучить экипировку заводских гонщиков Lamborghini — итальянцев Мирко Бортолотти и Марко Мапелли. Последний, между прочим, за рулём Lamborghini Huracan LP 640-4 Performante в октябре 2016 года проехал круг по Nurburgring Nordschleife за 6:52.01, побив действовавший на тот момент рекорд трассы для серийных машин. Запись этого заезда, который после прохвата Porsche 911 GT2 RS в сентябре 2017 года больше не является рекордным, можно увидеть на экране рядом с манекенами.

По соседству, кстати, с «цельными» автомобилями есть и моторы: двигатель Lamborghini для гоночной… моторной лодки (!) и силовой агрегат наземного спорткара Lamborghini Diablo. Не испытываешь никакого недостатка и в иллюстрациях — на стенах в изобилии развешаны как фотографии, так и эскизы, дизайн-проекты, винтажные рекламные плакаты и картины. Причём скетчи эти самые что ни на есть настоящие — из собрания Lamborghini.

Часть рисунков за авторством легендарного Марчелло Гандини, перу которого из линейки Lamborghini принадлежат Lamborghini Bravo, Lamborghini Countach, Lamborghini Diablo, Lamborghini Espada, Lamborghini Jarama, Lamborghini Miura, Lamborghini Urraco и Lamborghini Marzal, а также множество машин других марок. По соседству с работами знаменитого итальянца — рисунки нынешнего шеф-дизайнера Lamborghini немца Мити Боркерта. И, поверьте, изучение этих набросков доставляет не меньшее удовольствие, чем созерцание реальных суперкаров!

В центре экспозиции — великолепная Lamborghini Miura P400SV или же просто Lamborghini Miura SV. Эту модель представили в 1971 году и отличалась она от Lamborghini Miura S более мощным двигателем — 385-сильным четырёхлитровым V12 — и доработанной пятиступенчатой механической коробкой передач, ставшей более надёжной.

Визуально Miura SV можно было опознать по отсутствию фирменных «ресничек» вокруг фар, иным фонарям, а также более широким задним крыльям, которые доработали для размещения широких дисков с шинами Pirelli Cinturato.

Всего было сделано 150 экземпляров Lamborghini Miura SV (последние полсотни оснащались самоблокирующимся дифференциалом), один из которых и привезли в Санкт-Петербург. С этой моделью, кстати, связана забавная ситуация.

На заводе в официальной инструкции к спорткару размеры впускных клапанов отчего-то указали в английской системе мер, так что оказалось, будто бы они больше выпускных. Позже эта опечатка перешла в документы Espada 400GT и Countach LP 400/LP 400S, хотя на самом деле, впускные и выпускные клапана на всех четырёхлитровых моторах V12 Lamborghini были одинаковыми.

Ситуация создала немало проблем владельцам, которые сами обслуживали свои машины, но в Lamborghini даже не заморачивались над тем, чтобы заменить документы (не так-то и много, по современным меркам, автомобилей было сделано с таким мотором), а просто сообщали обращающимся к ним клиентам о том, что это опечатка и клапана одинаковые. Отличная, на мой взгляд, иллюстрация фирменного итальянского отношения к делу!

Ну и чтобы понимать роль Miura не только в автопроме, но и в искусстве — именно этот спорткар Lamborghini в 1966 году стал экспонатом выставки The Racing Car: Toward a Rational Automobile Нью-Йоркского музея современного искусства MoMA!

Рядом с жёлтой Miura SV в «Эрарте» выставлена серая Lamborghini 400 GT 2+2. Машина дебютировала в 1966 году и представляла собой несколько доработанный вариант Lamborghini 400 GT, который, в свою очередь, являлся своего рода «тюнингом» Lamborghini 350 GT с более мощным 320-сильным четырёхлитровым V12 и пятиступенчатой механической коробкой передач.

Кузов авторства Carrozzeria Touring позволял разместить четырёх человек и отличался от 400 GT более высокой крышей, уменьшенным в размерах задним стеклом и горловиной топливного бака на задней стойке кузова.

С 1966 по 1968 годы, когда выпускалась Lamborghini 400 GT 2+2, было собрано всего 224 четырёхместных спорткара, что гораздо больше тиража «промежуточного» Lamborghini 400 GT Interim (было сделано 23 машины). Преемником этих моделей стала Lamborghini Islero, но и их выпустили лишь 225 штук.

Зато Lamborghini Diablo было с 1990 по 2001 годы сделано аж 2884 экземпляра. На выставке в «Эрарте» представлен Lamborghini Diablo GT — модификация, тираж которой был ограничен 80 автомобилями. Отличалась от Lamborghini Diablo SV (в 1998 году был проведён рестайлинг модели, в линейке которой базовым стало именно исполнение SV) она особыми трёхсоставными колёсными дисками OZ, более агрессивным аэродинамическим обвесом с элементами из углепластика, сдвоенными круглыми фонарями, двумя выхлопными патрубками по центру заднего бампера, а также броским центральным воздухозаборником на крыше и массивным карбоновым антикрылом.

Несмотря на то, что Lamborghini Diablo GT представлял собой фактически гоночный спорткар, адаптированный для дорог общего пользования, аскетичным назвать его было нельзя. В салоне спортивные кресла с четырёхточечными ремнями безопасности соседствовали не только со спортивным рулём и карбоновыми декоративными панелями, но и с экраном GPS-навигации и камеры заднего вида, а также подушками безопасности — от них, впрочем, покупатель при покупке волен был отказаться.

Заднеприводный спорткар с пятиступенчатой механической коробкой передач (клиент мог выбирать передаточные числа, если собирался эксплуатировать машину на гоночной трассе) оснащался шестилитровым V12 мощностью 575 л.с. Как и Lamborghini Miura, новый Lamborghini Diablo стал самым быстрым серийным автомобилем своего времени!

Впрочем, роль Lamborghini Diablo для России заключается в другом. Эта модель стала первым автомобилем итальянской марки, которую можно было официально приобрести на российском рынке.

Но если Diablo GT была хоть и ориентированным на трек, но всё же допущенным на обычные дороги спорткаром, то Lamborghini Gallardo LP 570-4 Super Trofeo — исключительно гоночный автомобиль.

Купе Lamborghini Gallardo было представлено в 2003 году, а спустя пять лет автомобиль пережил рестайлинг. Именно на базе обновлённого спорткара и появилась гоночная модель для «самого быстрого монокубка в мире», как весьма нескромно итальянская марка назвала фирменную серию Lamborghini Blancpain Super Trofeo.

В 2009 году в гонках дебютировал гоночный вариант Lamborghini Gallardo LP560-4 — исполнение Lamborghini Gallardo LP 560-4 Super Trofeo. Серия выступала в качестве гонок поддержки чемпионатов Deutsche Tourenwagen Meisterschaft (DTM), FIA GT Series и World Touring Car Championship (WTCC), а также на самостоятельных этапах. В календаре чемпионата было 18 гонок, а на стартовой решётке находилось до 30 купе — в монокубке участвовали частные команды с джентльмен-драйверами, команды дилеров Lamborghini и заводская команда марки, за которую стартовали гостевые пилоты.

Гоночное купе готовили силами компании Reiter Engineering. В итоге Lamborghini Gallardo LP 560-4 Super Trofeo сохранил полный привод и стандартную роботизированную шестиступенчатую коробку передач E-gear с доработанным 570-сильным 5,2-литровым атмосферным V10. Естественно, изменения были внесены в ходовую часть и кузов, а также салон — машина превратилась в аскетичный гоночный снаряд, нацеленный только на одно: лучшее время круга. В 2013-м автомобиль обновили — поменялась аэродинамика, а в основе уже лежала версия Lamborghini Gallardo LP570-4 Superleggera. Именно Lamborghini Gallardo LP570-4 Super Trofeo и показан в музее.

А вот какую машину вряд ли увидишь на дорогах общего пользования и тем более на гоночной трассе, так это Lamborghini Centenario. В 2016 году к 100-летию со дня рождения Ферруччо Ламборгини марка сделала 40 эксклюзивных суперкаров, дебют которых состоялся на автосалоне в Женеве.

В основу Lamborghini Centenario («столетний» в переводе с итальянского) лёг стандартный Lamborghini Aventador, который получил уникальный карбоновый кузов за авторством дизайнеров Lamborghini Centro Stile. Машину оснастили 770-сильным атмосферным 6,5-литровым V12 в сочетании с семиступенчатой роботизированной коробкой передач ISR и, естественно, полным приводом. Тираж эксклюзивной модели составил всего 40 штук — 20 экземпляров купе Lamborghini Centenario и 20 же родстеров Lamborghini Centenario Roadster. Все автомобили были проданы обеспеченным поклонникам марки.

В Санкт-Петербурге, кстати, выставлен 41-й экземпляр Lamborghini Centenario. Купе из экспозиции «Эрарты» является собственностью итальянского автопроизводителя и выставлялось ранее на автосалонах и выставках, а сейчас экспонируется в фирменном музее марки в Сант-Агата-Болоньезе. Но, согласитесь, вряд ли это делает уникальный суперкар менее привлекательным?

Скажу за себя. Больше всего времени на выставке «Lamborghini: Легенда дизайна» я провёл у Lamborghini Miura SV и Lamborghini Centenario. Стоя у исторической модели, наслаждался чистотой линий и этой лаконичной брутальностью, а у современного суперкара, забыв о времени, изучал сложнейшее переплетение деталей, элементов и компонентов. На мой взгляд, если разобрать Lamborghini Centenario на составные части, то ради них можно сделать даже не отдельную экспозицию, а специальный музей — настолько невероятен по дизайну этот автомобиль!

Впрочем, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В «Эрарте» оказались настолько впечатлены интересом к выставке имени итальянского автопроизводителя, что на месяц продлили её работу. И, поверьте, там действительно посетителей битком. Не смотрите на пустые залы на моих фото — я специально приехал к открытию музея, чтобы быть одним из первых гостей и спокойно сделать снимки, но пока я изучал автомобили, народу прибыло столько, что даже осмотр экспонатов превращался в задачу весьма непростую, не говоря уже о фотографировании. Но это очень приятно — значит, тяга к прекрасному не чужда россиянам!