Об алгоритмах, которые управляют нашей жизнью

10.03.2018

Наверное, практически у каждого второго пользователя facebook вызывает раздражение алгоритм, который выстраивает ленту «в соответствии с предпочтениями». Эти предпочтения формируются на основе последних лайков, добавлений в друзья, геолокации, ключевых слов и прочитанных тем.

Если вы читали чей-то пост о животных, откомментировали его и лайкнули, то готовьтесь к тому, что всю неделю будете смотреть видеоролики с прыгающими за мячом собаками. Это жутко. Неважно, что у этих постов срок годности давно истёк – им будет десять дней, три недели, два месяца и даже год… Хорошо, если это будут собачки. Часто facebook показывает те посты, которые интересны, скажем так, самой соц. сети.

Уже много лет пользователи соцсети взывают к ее разработчикам, чтобы они позволили выстраивать ленту новостей по дате, по популярности и еще как-либо, а не так, как хочется компании.

Буквально несколько месяцев назад аналогичная участь постигла Instagram. Теперь им пользоваться решительно невозможно. Я просто не могу в ленте найти старые посты друзей (теперь нужно запоминать ники), вижу постоянно одни и те же картинки, которые меня раздражают, которые мне даже не интересны. На автора раздражающих постов я могу быть подписан только из-за того, что когда-то у нас были общие точки для соприкосновения. Сейчас мне просто интересно, чем живет этот человек, но по 10 раз в сутки видеть фотографии его детей, конечно же, не хочется. А сколько там появилось рекламы… Просто жесть.

До других социальных сетей добралась контекстная реклама (читай, агитация) от кандидатов. И, вот, я сижу и смотрю, как определенный кандидат рассказывает о проблемах моего города. Рядом со мной сидит друг из Москвы, который не сменил по прилету геолокацию на смартфоне, и видит, как этот же кандидат рассказывает что-то аналогичное, но уже о Москве. Вспоминайте, на каких выборах мы уже это видели? Современные технологии и разработки внедряются в нашу жизнь настолько сильно, плотно и незаметно, что мы можем об этом не догадываться.

Но в чем проблема? Возникает вполне логичный вопрос: а почему я должен все это терпеть? Конечно, вы можете сказать что-то из разряда: «не нравится - не пользуйся». Нет, но это неправильная позиция. И вот почему.

Право нас совсем не защищает в этих отношениях, когда мы фактически находимся в чужой виртуальной среде. Все просто, как договор присоединения, ведь хочешь пользоваться – принимай условия и не возмущайся. Но проблема в том, что мы не просто потребители, которые потребляют. Мы воздействуем на среду своей активностью, например, пишем заметки. Являются ли эти посты нашей собственностью? Наверное, юридически являются (если уж очень глубоко всмотреться), но они никак не защищены в этой виртуальной среде.

Важно прийти к той мысли, что выстраиваемая алгоритмами лента оказывает определенное воздействие на человека, как активного субъекта в данных отношениях. Лента формирует предпочтения, воздействует на взгляды и мировоззрение. Это неправильно. Свобода – не абсолютна, но она есть и должна сохраняться. Мировоззрение должно формироваться осознано. Мы можем прочитать любую газету, абсолютную любую статью в интернете, но с социальными сетями и агрегаторами, а также иными сервисами, где аккумулируется информация на основе предпочтений, так не получится. Эти сервисы фактически ущемляют свободу выбора и являются куда более тонкой коммуникацией с миром, чем чтение книг и просмотр фильмов с их последующим обсуждением в кругу друзей.

Возможно, пришла пора осознать, что идентификаторы предпочтений в интернете должны остаться исключительно в сфере электронной коммерции (хотя и здесь можно прийти к выводу о недобросовестной конкуренции, но это более спорно), но никак не затрагивать личностную, социальную политическую, культурную и иные чувствительные сферы.

В конце концов, хотелось бы призвать разработчиков софта к здравому смыслу, и намекнуть на то, что, просматривая нами реклама должна хоть как-то выделяться на фоне всех материалов, а лента в сервисах - выстраиваться не на основе сомнительных алгоритмов, а хотя бы по дате. Вроде бы стремились улучшить и упростить получение информации, а получилось, как всегда, реализовать определенные интересы.