Диоген Синопский

24.06.2018

Автор: Михаил Исхизов

О Диогене, пожалуй, знают все, или, почти все. Еще со школьной скамьи. Работал этот философ в древней Греции. Жил он в бочке, был бескорыстным, общительным, ходил по улицам Афин днем с фонарем, и говорил, что ищет человека. Все так и было. И не совсем так…

Диоген был сыном Гикесия. Отец его занимал в Синопе должность чеканщика монет (по другим сведениям, работал менялой). Когда парень подрос, он отправился в Дельфы и спросил Оракула: «Чем ему, Диогену, сыну Гикесия, следует заняться, чтобы добиться общего признания?»

(Справка. Офис Оракула был учрежден в Дельфах богом Аполлоном. За скромное вознаграждение, Оракул выдавал официальные советы, прогнозы и предсказания, по всем вопросам, интересующим потребителей. Качество советов, прогнозов и предсказаний гарантировалось канцелярией Олимпа.)

«Тебе, Диоген из Синопа, следует заняться переоценкой ценностей, – изрек Оракул. – В этом твое будущее».

Диоген вернулся в Синоп и стал помогать отцу в «переоценке ценностей». Они мастерски, так чтобы это было незаметно, сокращали количество золота в монетах. Но продолжалась эта работа недолго, «переоценку» заметили соответствующие специалисты, а соответствующие органы незамедлительно приняли решение, об изгнании отца и сына из Синопа.

(Справка. В те времена, греки считали, что неразумно тратиться на содержание преступников в тюрьмах. Наказывали нарушителей закона конфискацией имущества и изгнанием. Простенько, достаточно сурово и, даже, с некоторой прибылью.)

Неизвестно как сложилась в дальнейшем жизнь Гикесия. Диоген же, поминая нехорошими словами, Оракула, который ввел его в заблуждение, пришел в Афины. Там он впервые услышал философа Антисфена, основателя философской школы киников.

(Справка. Киники, в те времена, были одной из значительных философских школ. Вели себя агрессивно, эпатировали аудиторию, но не с целью оскорбления ее, а из потребности обратить внимание на свое учение. Они утверждали, что для достижения благодати и счастья следует жить, «подобно собаке», то есть чтить и сочетая в себе:

простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;

умение отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;

верность, храбрость, благодарность.)

Киники и называли себя собаками, псами. Впоследствии, от слова «кинизм», произошло слово «цинизм. Как философы, они не лезли в высокие эмпиреи, не пытались объяснить, что первично, а что вторично, где находится космос, как возник мир, из чего он состоит и чем все это может кончится… Они просто пытались растолковать людям, какие ценности по-настоящему важны, от чего следует отказаться и к чему надо стремиться, указывали путь достижения добродетели и счастья.

Диоген понял, что это и есть «переоценка ценностей» и Дельфийский Оракул дал ему прекрасный совет. Он стал учеником Антисфена.

Постепенно, из ученика, Диоген вырос в символическую фигуру этого философского учения. Антисфен разработал теорию и основу кинизма, а Диоген не только развил идеи учителя, но и создал, в своем роде, идеал жизни, с точки зрения киников. Этот идеал включал в себя основные элементы кинической философии: безграничная духовная свобода; пренебрежение ко всяким обычаям и общепринятым нормам жизни; отказ от удовольствий, богатства, власти, презрение к славе, успеху, знатности…

Исходя из этих принципов, Диоген отрицал все виды социального неравенства между людьми (оставляя в неприкосновенности рабство); насмехался над религиозными церемониями; высмеивал знатность происхождения, славу, богатство; называл лжецами демагогов и политиков; отрицал необходимость государства; считал, что семью следует упразднить, а жены и дети должны быть общими. Себя называл гражданином мира. Утверждал, что важнейшая черта человека – аскетизм. Человек должен быть свободен от всяческих условностей, привязанностей и даже от потребностей. Как идеал, представлял жизнь мыши, которая ничего не боится, ни к чему не стремится и довольствуется малым.

Сам Диоген не имел никаких вещей, кроме сумы и посоха, жил в пифосе…

(Справка. Пифос – большой глиняный кувшин, до двух метров высотой и соответствующего объема. В Древней Греции в нем хранили зерно, вино, масло… Хоронили покойников. Не бочка, как это принято считать, а в пифос был однокомнатной квартиркой Диогена. О том, что такое «деревянная бочка» в Древней Греции не имели представления. По мнению ученых, деревянные бочки изобрели в Междуречье почти 4000 лет тому назад. В них собирали мусор. Первые бочки, появившиеся на Руси, также служили контейнерами для мусора.)

В соответствии с принципами философии киников, Диоген вел себя вызывающе и даже эпатирующее… Доходил до полного бесстыдства, отказывался соблюдать правила приличия, на замечания отвечал грубо и жестоко. Он прилюдно исполнял все свои физические потребности, не стыдясь, ел на площади (в те времена, в Греции, есть на улице считалось верхом неприличия), когда Диогену бросили, в качестве подаяния, кости, он вначале помочился на них и только потом стал сдирать с костей мясо… Чтобы приучить себя к отказам, он просил подаяния у статуй…

О выходках философа ходит множество рассказов. Приведем некоторые из них.

Однажды кто-то привел Диогена в роскошное жилье и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри, не плюнь куда-нибудь». Диоген осмотрелся и плюнул этому человеку в лицо. Затем заявил: «А куда же плевать, если нет места хуже».

Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь», – сказал тот. – «Если бы я мог тебя убедить, – ответил Диоген, – я убедил бы тебя удавиться».

Однажды, на городской площади Диоген начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал, по-птичьи, и вокруг него собралась толпа. «Вот, афиняне, цена вашего ума, – провозгласил Диоген. – Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания. А когда я защебетал как неразумная птица, вы слушаете меня, забыв о своем разуме».

Однажды Диоген пришел на лекцию к философу Анаксимену Лампасакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял ее над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой. Потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но чего стоит лекция, – сказал Диоген, – если какая-то соленая рыба опрокинула все твои рассуждения?»

Однажды Диоген заявил, что люди подают только калекам и безумным, но никогда не подают философам. Потому что калеками и безумными они сами могут стать, но никогда не смогут стать философами.

Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил «не дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Диоген утверждал: «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология – самым безумным; суеверие и деспотизм – самым несчастным».

В своем презрении к людям он не делал исключения ни для жрецов, ни для царей… Плутарх рассказывает, что когда Александр Македонский явился в Аттику, он захотел познакомиться с прославленным маргиналом, ждал, когда Диоген придет к нему, засвидетельствовать свое почтение. Но философ не приходил. Тогда Александр решил навестить его. Нашел он Диогена в Крании (недалеко от Коринфа), философ лежал на песке, грелся на солнце. Македонский подошел к нему и сообщил:

– Я – великий царь Александр.

– А я собака Диоген, – ответил философ.

– И за что тебя зовут собакой?

– Кто бросит кусок, тому виляю хвостом, кто не бросит – облаиваю, кто злой человек – кусаю.

– А меня ты боишься? – спросил Александр.

– А что ты такое? – спросил Диоген. – Зло или добро?

– Добро, – сказал тот.

– А кто же боится добра?

Наконец, Александр сказал: – Проси у меня, чего хочешь.

– Отойди, ты заслоняешь мне солнце, – сказал Диоген…

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр, якобы, даже, заметил: если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном…

Вероятней всего, ни этой встречи, ни подобного разговора не было. Но рассказывают о ней почти все древние авторы, которые вспоминают о Диогене. Вероятно, это инстинктивное желание верить, что подобное может происходить между человеком, не принадлежащим к знати, и могущественным правителем.

Считается, что Диоген написал 14 работ. Среди них философские сочинения «О добродетели» и «О добре». Несколько трагедий. Но ни одно из его сочинений не дошло до наших дней. Как о философских трудах, так и литературном творчестве Диогена мы не имеем никакого представления.

Сообщается, что Диоген участвовал в Херонейской битве, попал в плен к македонцам и был продан в рабство. Но не вериться, что Диоген, с его мировоззрением, мог взяться за оружие… Есть и другая, более реальная версия, в которой утверждается, что он был захвачен пиратами и превращен в раба. Философ, обращенный в рабство, оставался верен своему мировоззрения, своим привычкам. Когда на невольничьем рынке один из покупателей спросил, что он умеет, Диоген не задержался с ответом. «Властвовать над людьми!» – сообщил он.

Диогена купил некто Ксениад из Коринфа. Философу-рабу поручили заниматься воспитанием детей хозяина. Диоген послушно выполнял эту обязанность. Он приучал детей к скромной пище и воде, учил ездить верхом на лошади и метанию дротиков, а также классической поэзии.

На все предложения соратников, выкупить его, Диогена отвечал отказом. Философ-киник хотел доказать, что даже будучи рабом, он может стать господином своего господина. Неизвестно, насколько это ему удавалось… Трудно сказать, как сочетались философские воззрения Диогена с его положением раба. «Гражданином мира» он себя, явно, считать не мог. С другой стороны, помните про мышь, которая ничего не боится, ни к чему не стремиться и пользуется малым… Именно ее жизнь Диоген считал идеалом счастья… Возможно философ-киник решил, что обрел это счастье…

Ученики воздвигли на могиле Диогена памятник в виде высеченной из мрамора собаки. Эпитафия гласит:

Пусть состариться медь под властью времени – все же

Переживет века, слава твоя, Диоген!

Ты нас научил жить, довольствуясь тем, что имеешь,

Ты указал нам путь, легче которого нет.

Большая часть из того что нам известно о Диогене Синопском, мы знаем из сочинения другого Диогена, Диогена Лаэртского. Он автор трактата, в котором излагаются биографии и мировоззрение античных мыслителей. Трактат состоит из 10 книг и включает 82 биографии. Среди них и биография Диогена Синопского.

Но о личности самого Диогена Лаэртского мы вообще ничего не знаем. Приблизительная датировка его рождения и смерти возможна лишь на основания сочинений этого Диогена. Ясно, что он жил после писателя Секста Эмпирика (второй-третий век н.э.), которого упоминает в своих произведениях, и до писателя Стефана Византийского (четвертый век), который цитирует Диогена Лаэртского.

Столь же загадочно и его происхождение. Возможно он уроженец какого-то мелкого малоизвестного поселения по названию Лаэрт, возможно он сын некого Лаэрта. Не исключено, что «Диоген Лаэртский» это просто псевдоним. И настоящего автора биографий 82 античных мыслителей мы никогда не узнаем.

Нравится рассказ? Поблагодарите Михаила Исхизова переводом с пометкой "Для Михаила Исхизова".