Масик-4

Читайте Часть 1, Часть 2, Часть 3 романа "Масик" в нашем журнале.

Автор: Ольга Манскова

Глава 4. Кошки в литературе

- Георгий Владимирович, вы не проведете за меня лекцию для первого курса? - услышал новоиспеченный преподаватель, который решился заменить собою Жорика. Голос, который раздался ему вслед, был приятен. Он обернулся. - Я срочно должна встретить в аэропорту родственников. Свалились на меня неожиданно, как снег на голову! – его преследовала молодая преподавательница.

Бывший кот слабо мурлыкнул. Поскольку эта преподавательница была весьма миловидной. К сожалению, он понятия не имел, как её зовут. Поправив усики и поглаживая животик, он почесал себя за ушком, как бы раздумывая.

- Какой пар-рой? - спросил он мягко.

Тут их догнали студенты, и одна из девушек, сдавая реферат, назвала незнакомую ему до этого момента даму Оксаной Викторовной.

- Следующей, у вас как раз окно, я сверялась с расписанием, - быстрой скороговоркой пролепетала молодая преподавательница, глядя на коллегу с надеждой.

- А какова тема лекции?

- Как заместитель, вы можете прочитать, что угодно: о русском языке, о литературе, о культуре речи… Спасите меня, пожалуйста!

- Хор-рошо, Оксаночка! Но с вас – мор-роженое! - мурлыкнул ей в ответ «преподаватель Жорик» в розовой рубашке.

Она тотчас умчалась, на ходу застегивая плащ. А подставной «Жорик» внезапно осознал, что бытность котом наложила на него довольно сильный отпечаток: должно быть, она теперь сказывалась и в походке, и в движениях и даже…в манере говорить.

В аудиторию он зашел вальяжно. Сел на преподавательский стул и оглядел присутствующих. Это была какая-то женская дивизия: сплошь девчонки, одна другой краше, с талантливо нанесенной косметикой и пахнущие духами.

- Я замещаю Оксану Виктор-ровну и прочту вам лекцию на тему "Кошки в литер-ратуре", - начал он звёздно.

Аудитория затихла, и преподаватель в полной тишине застучал по плоскости стола костяшками пальцев.

- Мнэ-э… Все знают стихотворение про лукоморье, где дуб зеленый. Почему сказки великому писателю рассказывает именно ученый кот? Это наводит на мысль, что искусству телепатического общения эти существа были обучены еще во времена лукоморья - то есть, в то самое время, когда на Черноморском побережье обитал маленький злой народец с длинными бородами. И каждый из этих черноморов пользовался отравленными стрелами и хорошо разбирался в ядах. Кошек они не любили, так как, в общем-то, по праву считали соглядатаями и шпионами восточных народов, - это уже его так неостановимо понесло…

- Таким образом, у истоков русской литературной сказки лежит образ кота. Почему Пушкин пишет о Шамаханской царице? Потому что коты, пришедшие в Россию, были привезены из Персии. У Арины Родионовны был сибирский кот, а мы знаем, что наши сибирские кошки - потомки персидских.

«Надо останавливаться. А то я, чего доброго, начну излагать еще свою собственную кошачью генеалогию… Кстати, какой я был породы? Русский дворовой?», - подумал новоявленный преподаватель. Но в то же время продолжал…

- Кошки в литературе почти всегда имеют ироническую, но чаще всего позитивную окраску. В отличие от собак: к примеру, Шарикова в "Собачьем сердце"... Вспомните филистера - Мурра у Гофмана, милого и добродушного, хотя и слегка простоватого, искрометного Булгаковского чёрного кота, исправно желающего заплатить за проезд, котов у фантастов: к примеру, у Андрэ Нортон, у Стругацких в "Понедельник начинается в субботу", у Лафкрафта... Следует отметить, что образ кота особенно любят мистические писатели и фантасты, потому что кошки в человеческом сознании всегда были связаны с потусторонними и сверхъестественными силами.

Образ кота ещё чаще стал использоваться в мультипликации. Особенно замечательные образы созданы японским анимэ: "Возвращение кота", "Служба доставки Ки-ки".

Но вернемся к искусству слова. Песенный фольклор почему-то создает образ неизменно грустного кота: "Жил да был черный кот за углом, и кота ненавидел весь дом", или " И если она все-таки придет, хоть в это я давно уже не верю, в прихожей её встретит черный, черный кот, и сядет изваянием у двери", - пропел преподаватель и продолжил:

- Говорящие же коты - и в сказках, и в мультфильмах - неизменно несут здравый оптимизм и отличаются чрезвычайной сообразительностью.

Такой образ – говорящего и весьма по-житейски мудрого кота - проходит через многие сказки: к примеру, вспомните "Кота в сапогах"; а также, он встречается даже в советской мультипликации: думаю, что всем вам известен кот Матроскин из «Простоквашино».

Таким образом, литература с древних времен - ещё со времен египетских мистерий - отражает тесную дружбу кота и человека. В литературе практически не встречается образа кота-дьявола или помощника злых сил, несмотря на то, что тысячи кошек были замучены в застенках инквизиции и сожжены на кострах, и могли бы не питать любви к людям… А потому, примкнуть к силам зла.

А всё потому что натура кота - радостная, позитивная, хотя и слегка ленивая, всё же не ассоциируется в общем коллективном бессознательном человечества с бесовскими силами, с сотрудничеством и службой дьяволу. Скорее, как можно видеть из гетевского Фауста, человек склонен представить дьявола в виде черной собаки, а не черного кота, хотя собаки издревле служат человеку.

Подводя итоги, скажу, что образ кота в литературе продуктивен, актуален и привносит позитивный заряд в творчество. И данный вопрос, озаглавленный мной "Кошки в литературе", до того актуален и малоизучен, что требуется дополнительное исследование, которое вполне может потянуть на кандидатскую диссертацию, - заключил он неожиданно сам для себя и подумал: «Понесли кроссовки Митю»...

*

Когда наш «преподаватель Жорик» после лекции зашел на кафедру, Оксаночка уже сидела за своим столом в преподавательской, ожидая начала следующей пары. И, по-видимому, уже свезла куда надо своих родственников.

- Уф! Я за вас уже сегодня наотдувался! – сказал ей наш герой. - Какой там розарий!

- Да, одни девчонки, и все – весьма бойкие на язычок.

- У меня – сидели тихо, как мышки, - возразил коллега. - А что вы делаете сегодня вечер-ром? – спросил он затем ещё тише, наклонившись через стол к Оксане.

У остальных коллег, сидящих за столами в преподавательской, напряглись уши.

- Я… По вечерам хожу на бальные танцы. В студенческий клуб «Ювента»… Всегда хотела уметь танцевать, но меня никогда в детстве никуда не водили. Совсем ни в какие кружки и секции. Говорили, что главное – учеба… Теперь пытаюсь наверстать упущенное и реализовать свою мечту, - говоря это, Оксана чуть-чуть зарумянилась. И улыбнулась коллеге.

- Так это же – великолепно! А мне туда можно записаться? Я никогда раньше не танцевал бальные танцы, но с удовольствием поучился бы. Меня возьмут?

- Да, конечно! Берут всех желающих, и у многих женщин не хватает партнера! – обрадованно ответила Оксана.

Продолжение следует...

Нравится роман? Поблагодарите Ольгу Манскову переводом с пометкой "Для Ольги Мансковой".