Как увлечь читателя или секреты нагнетания саспенса. Часть 2.

29 January 2018

Поднимите ставки еще выше

Перед каждым писателем всегда стоит вопрос о том, как он поднимет риски в своей книге. Все хорошие писатели детективов умеют зацепить историей, заинтересовать героем, завладеть вниманием читателя с первых строк. Они заставляет вас чувствовать, что вы тоже находитесь в этой сцене стоите рядом с героем. Вам нравится, что он думает про эту комнату, бар, аллею или квартиру на восьмом этаже, где произошло убийство. Когда вы расставили свою главную ловушку, имейте в виду, что дальше должны идти неожиданные события, непредсказуемый сюжет. В книгах «Ножом по сердцу» и «Надеюсь умереть» угроза висит над семьей Алекса Кросса: похитили его членов семьи и скорее всего они уже мертвы. Алекс это понимает, но у него есть ещё крошечная частичка надежды и для него на кону стоит всё. Если бы у него не было надежды, риска бы тоже не было. Пока он сохраняет эту слабую надежду, он ходит по острию бритвы.

Заставьте читателя гадать

Каждый раз, когда я чувствую, что история затянулось, я придумываю для читателя новые вопросы, даже если в их основе будет полная бессмыслица, недоразумение. Например, Кросс допустил ошибку в расследовании, что заставит читателя думать о том, как такое могло случиться. Может быть это не лучший пример, потому что Алекс Кросс детектив, и он в любом случае иногда оказываются в тупике, но даже тупик может подстегнуть интерес у читателей. Читатель не ожидает такого поворота событий и как герой придет к разгадке. Это вполне логичный, реалистичный прием, иногда ставить детектива или другого главного героя в безвыходное положение, ведь это случается, и это часть работы полиции. К тому же заводя героя в безвыходные ситуации, вы заставляете читателя самого думать, искать решение, что делает книгу ещё интересней. Герой может пойти не потому следу, если читатель этого не ожидает, то такой ход событий может его сильно удивить. Однако имейте в виду, что когда вы завели своего персонажа в тупик, не дайте ему мгновенно оттуда выйти. В противном случае читатель может догадаться и развязка сюжета станет для него уже не интересной. У читателя не будет больше стимула дочитать роман до конца, и он отложит вашу книгу в сторону.

Не раскрывайте всего сразу

Мы создаем ряд вопросов, на которые обещаем читателю дать ответ. Что точно не надо делать, так это давать обещанные ответы слишком рано. Худшее, что может быть, это когда вы нагоняете напряжение, а потом выкладываете всё в двух абзацах. Для этого нужна сцена, причём убедительная сцена. Даже если она может всё прояснить для читателей, всё равно старайтесь выжать из неё максимум. Если сможете, раскрывать секреты по чуть-чуть, то так даже лучше. Дайте сначала одну подсказку, потом еще одну, и мозаика в голове читателя начнет складываться. Суть в том, чтобы не раскрыть читателю всех загадок сразу. В противном случае, читатель может раскрыть ваш замысел за сорок страницы до конца книги, и это приведет к тому, что ему станет уже не интересно читать ваш роман дальше.

Иногда в плане, иногда уже в черновиках я добавляю новые повороты сюжета. В предыдущей главе всё шло в одну сторону, что если сейчас всё пойдёт в другую? Всегда будьте открыты новому, только так можно написать что-то невероятное. Думайте о немыслимом. Не обязательно писать немыслимые вещи, можно просто думать о них, и в один момент вы поймёте, что из всего этого можно написать. Из этого может выйти потрясающая, правдоподобная история. Вы можете превратить свои идеи в необычную убедительную книгу, от которой невозможно будет оторваться, и люди прочитав её, будут обсуждать.

Иногда в своих книгах я сделаю вещи, которые выходят из ряда вон. Например, в «Женском клубе смерти» одна из героинь Джилл умирает. Это действительно может шокировать читателей. Однако, я это сделал по трем причинам. Во-первых, это такая история, что кто-то должен был умереть. Во-вторых, сама героиня мне не очень нравилась, и в третьих, я хотел дать понять читателям, что угроза висит над всеми, не думайте что все в безопасности. Жизни Алекса Кросса, может быть, пока ничего не угрожает. Но это только пока.

Информация подготовлена по материалам основанных на мастер-классе писательского мастерства от Джеймса Паттерсона.