Структура эмоционального интеллекта

25.12.2017

  Понятие структуры эмоционального интеллекта прошло долгий путь становления, прежде чем обрело нынешний вид. В настоящее время эта структура включает четыре компонента:
Понятие структуры эмоционального интеллекта прошло долгий путь становления, прежде чем обрело нынешний вид. В настоящее время эта структура включает четыре компонента:

Самосознание

Самоконтроль

Социальная чуткость

Управление отношениями

С каждым компонентом связан набор навыков.

Личностные навыки – самосознание и самоконтроль - определяют то, как мы управляем собой.

Самосознание

● Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.

● Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.

● Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

Самоконтроль

● Управление эмоциями: умение контролировать разрушительные эмоции.

● Открытость: проявление честности и прямоты; надежность.

● Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.

● Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

● Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.

● Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки – социальная чуткость и управление отношениями – определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.

Социальная чуткость

● Эмпатия, сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

● Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

● Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов, покупателей.

Управление отношениями

● Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

● Влияние: владение рядом тактик убеждения.

● Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

● Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

● Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

● Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей.

● Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Коммуникации:

● результативные обсуждения чувств;

● умение слушать и задавать вопросы;

● умение проводить различия между тем, что кто-то говорит или делает, и вашими реакциями на это или суждениями об этом;

● вместо осуждения говорить: «А я бы сделал так…».

Самораскрытие:

● умение ценить искренность и создавать доверительные взаимоотношения; ● умение выбрать момент, когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные чувства.

Проницательность:

● выявление моделей вашей эмоциональной жизни и реакций;

● распознавание аналогичных моделей у других людей.

Личная ответственность:

● умение брать на себя ответственность;

● осознание последствий своих решений и поступков;

● принятие своих чувств и настроений;

● доведение дел до конца согласно обязательствам (например, в отношении учебы).

Уверенность в себе:

● умение заявлять о своих заботах и переживаниях без раздражения или небезучастно.

Групповая динамика:

● сотрудничество;

● понимание, когда и как надо вести за собой, а когда быть ведомым.

Модель Майера и Салоуэйя

Эта модель основана на выделении четырех основных способностей:

1. Точность оценки и выражения эмоций (собственных и других людей).

2. Использование эмоций в мыслительной деятельности. Умение видеть мир с разных точек зрения и более эффективно решать проблемы.

3. Понимание эмоций. Умение определить источник эмоций, классифицировать эмоции, распознавать связи между словами и эмоциями, интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений, понимать сложные (амбивалентные) чувства, осознавать переходы от одной эмоции к другой и возможное дальнейшее развитие эмоции.

4. Управление эмоциями. Умение использовать информацию, которую дают эмоции, активизировать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их специфики, управлять своими и чужими эмоциями.