8 подписчиков

«Король Лир». Притча о власти

Mensura Zoili

В Москве продолжается театральный фестиваль «Золотая Маска», в котором участвуют лучшие спектакли страны. В этот раз все желающие могут посмотреть три спектакля онлайн на страничке в Яндексе. Среди них «Король Лир» в постановке Театра-студии «Грань» из города Новокуйбышевска (это в Саратовской области). Сегодня я расскажу, чем интересна эта пьеса Шекспира.

Фотография сцены, когда Шут «успокаивает» Короля Лира
Фотография сцены, когда Шут «успокаивает» Короля Лира

Власть. «Панацея» с побочным эффектом

Легче перечислить проблемы, которые властью решить нельзя. Первое, что приходит на ум, — власть не даёт бессмертия и счастья. В остальных амбициях — любовь, признание, уважение, самореализация — власть остаётся популярным средством, но с одной оговоркой. Власть чаще даёт именно видимость, что проблема решена.

В действительности властителя могут не любить, презирать, считать бездарем, но при нём делать вид — вот он, великий корифей всех времен и народов. Кто-то делает вид, чтобы выслужиться, кто-то боится сказать правду.

Со временем властитель начинает верить в то, что видит и слышит, и чем дальше, тем больше — как не поверить множеству людей, говорящих, что всё замечательно. А как оно на самом деле — да какая разница, да и существует ли это «на самом деле».

Тьма

Власть доводит Короля Лира до полного переворачивания ценностей с ног на голову: лесть кажется ему любовью, а откровенность — хамством. Но в безумии Лир заходит ещё дальше — отрицает саму власть и отказывается от неё. Итог: отрезвление — неизбежное и тяжёлое, полное невыносимой боли, отчаяния, раскаяния — «как же я заблуждался!».

А тем временем грызня за власть продолжается, всё также процветают пороки, а честные и порядочные люди всё также в немилости. И то, что Лир прозрел — это ничего не меняет, потому что власти у Лира больше нет.

Свет

«Король Лир» считается самой мрачной и безысходной пьесой Шекспира, жёстче «Макбета». Но сколь безнадёжно ни выглядела бы история Лира, я попробую добавить оптимизма.

Да, честь и достоинство не господствуют в мире. Но причина не в том, что зло победило, и власть захватили порочные люди. Просто честь и достоинство — это не про власть и не про повсеместное господство — они никогда не восторжествуют над всеми в силу своей природы. По Шекспиру власть убивает всё лучшее в правителе, но по Шекспиру власть бессильна вдали от трона. А значит, честные и достойные люди были, есть и будут. И никакая власть им не страшна до тех пор, пока они сами не станут её источником.