А какой йогой ты занимаешься? (Уголок инструктора)

12.01.2018

Если вбить в поисковике «направления йоги», то можно потеряться в предполагаемых цифрах (6, 14, 30, 40?...). Есть ощущение, что такое обилие стилей навеяно желанием «множить сущности без необходимости». С одной стороны большой выбор предполагает безграничность развития йогических техник. С другой стороны закрадывается подозрение, что йогой сейчас называют всё (от спортивной гимнастики до сектантских песнопений). И чем больше становится стилей, тем труднее сделать выбор начинающему.

Возникает стилистическая каша. Нет единой системы, нет общей программы подготовки инструкторов, нет каркаса в выстраивании обучения и нет единого взгляда на базовые концепты. Т.е. по сути, если Васе Пупкину придет в голову, что он инструктор, то так тому и быть. Сертификатов сейчас море, тех, кто хочет заработать денег на обучении «инструкторов» в короткий срок достаточно. А потом такой Василий сменит имя на Савитар и будет колесить по стране с семинарами.

- «А вы были на семинаре у Савитара?»
- «Да, конечно, у него очень необычный взгляд на астею. Вам нужно послушать»
(Дежурный разговор)

Выходит, что стили йоги, инструктора (пусть даже они будут индусо-вьетнамцы или медики-монахи), современная литература и околофилософский дискурс – это модный фетиш. «Инструктор, сделай нам шоу» - основная заявка.

Индус-йог:
- «Я не говорить по-русски, но я видеть ваши сердца, я видеть ваши души. Раскройте свои сердца и наполните их любовью. Шири-шири-шами-вами. После нашего семинара вы можете купить диски с моими занятиями и поехать на мой трехдневный семинар на Гоа. Цены уточняйте у куратора».

И в этой веселой вакханалии предлагают поучаствовать, приходящим впервые на йогу людям. Купите пахучие палочки, погремите в гонг, помычите «Ом» и вы будете здоровы и бодры. Театр абсурда.

Меня готовили к инструкторству больше 12 лет. На тот период времени инструкторами нашей школы разрабатывалась методическая литература к занятиям. Отрабатывались методики по питанию и чисткам. Критически осмыслялись философские концепты йоги. Адаптировались упражнения. На каждом этапе мы осваивали что-то новое. Была хорошая педагогическая практика. Разработано много интересных техник по проведению детско-юношеских занятий. Моим инструктором в соавторстве была написана программа для занятий йогой с детьми. Т.е. была системность. Это классическая йога.

Сейчас чаще вижу «принцип энтропии». Йога становится чем-то развлекательно-познавательным. Если это устраивает людей, то они продолжают ходить. Но многие уходят. Меняют направления, пропускают занятия, разочаровываются. По идее, нужен некий йогический Чингисхан, который объединит племена под эгидой научно-рациональной целостной системы. В ней будет конкретная техника, ясная терминология и четкая система преподавания.

Тогда вопрос: «А какой ты йогой занимаешься?» не должен будет возникать. Йога – едина. Айкидоиста не спутаешь с каратистом. Стрип-дэнс не спутаешь с бальными танцами. А йогов путают как угодно от спортсменов-терапевтов до незаконной миссионерской деятельности и тантрических обнимашек. Нужна единая система.

- «Угадай кто: по гвоздям ходит, мутное что-то задвигает, полуголый, бородатый в позе лотоса сидит?»
- «Не знаю»
(Разговоры из будущего)